Сооружения

Обделка тоннелей

«Обделка тоннелей
14-04-2015 4 331 0

Обделка является постоянной конструкцией, предназначенной для закрепления горной выработки и придания ей проектного очертания. Обделка воспринимает

Обделка является постоянной конструкцией, предназначенной для закрепления горной выработки и придания ей проектного очертания. Обделка воспринимает горное давление по контуру выработки, гидростатическое давление подземных вод, давление, передаваемое с поверхности земли (от наземных зданий), сейсмические и другие нагрузки, т. е. является несущей конструкцией. Она должна обладать достаточной прочностью, устойчивостью и водонепроницаемостью.

Конструкция обделок. Обделки разделяют на монолитные, сборные и комбинированные.

Монолитные обделки сооружают из бетона, железобетона, набрызгбетона и торкрета в сочетании с бетоном.

На линиях первой очереди Московского метрополитена почти все обделки тоннелей, сооружаемых закрытым способом (т. е. без вскрытия поверхности земли), были выполнены монолитными из бетона. Такая обделка состоит из свода 1, опирающегося своими пятами на стены 2, и лотка 3, замыкающего обделку снизу.

Возведение монолитных обделок с применением деревянной опалубки является очень трудоемкой операцией.

Монолитная бетонная обделка
Монолитная бетонная обделка
Железобетон применяют главным образом для порталов и тоннелей в неустойчивых породах (где необходимо увеличивать толщину бетонной обделки) при открытых способах работ.

Набрызгбетон, как правило, применяют в устойчивых скальных породах для облицовочных обделок. Цементный раствор наносят на породу по металлической сетке, прикрепленном к породе анкерами Такая обделка может служить несущей конструкцией только при весь на небольшом горном давлении.

Торкретное покрытие применяют при бетонных обделках для облицовки тоннеля. Сущность его заключается в набрызге цементно-песчаного раствора на обрабатываемую поверхность.

Сборные обделки монтируют из отдельных элементов заводского изготовления. Такие обделки могут быть из бетона, железобетона, чугуна и стали, различной формы и размеров.

Обделки кругового и подковообразною очертания разделяют по длине тоннеля на кольца, а кольца собирают из отдельных блоков или тюбингов. Блоком называют элемент сплошного сечения с гладкими поверхностями (рисунок, а), тюбингом — элемент с ребристой внутренней поверхностью (рисунок, б). Блоки и тюбинги применяют при сооружении тоннельной обделки щитовым или горным способом, т. е. при закрытом способе работ.

Обделки прямоугольного очертания состоят из железобетонных элементов — блоков лотка, стен и перекрытия. Такие обделки применяют при открытом способе сооружения тоннеля.

Сборные обделки позволяют механизировать производство работ и тем самым сократить сроки строительства. Широкое применение сборного железобетона в тоннелестроении позволяет экономить металл.

Элементы сборной обделки
Элементы сборной обделки
При сооружении тоннелей мелкого заложения открытым способом применяют прямоугольные цельносекционные железобетонные обделки длиной 2 м под один или два пути. Масса такой двухпутной секции доходит до 32 т.

Применение готовых цельносекционных обделок повышает производительность тру¬да при их возведении, снижает трудоемкость работ, позволяет отказаться от устройства оклеенной гидроизоляции на месте, так как на стройку конструкция поступает полностью заводской готовности.

Комбинированные обделки представляют собой сборно-монолитную конструкцию. Например, лоток делают монолитным, а стены и свод тоннеля — сборными.

Цельносекционная обделка двухпутного пути
Цельносекционная обделка двухпутного пути
Гидроизоляция обделок. Гидроизоляцию выполняют для предотвращения попадания подземных вод в тоннели и разрушения обделки агрессивными водами. В сборных обделках всегда выполняют гидроизоляцию швов между элементами и отверстии для болтов. В зависимости от требовании, предъявляемых к тоннелям, и от степени агрессивности подземных вод применяют обмазочную, оклеенную, термопластичную, металлическую и другие виды гидроизоляции.

Обмазочную гидроизоляцию применяют главным образом при сборных железобетонных обделках. В качестве материала для обмазки используют битумы, асфальтобитумные мастики, эпоксидные смолы и другие полимерные материалы, наносимые методом набрызга или с помощью кисти.

Оклеенная гидроизоляции, состоящая из нескольких (от трех до шести) слоев рулонного материала (рубероид, толь и т. п.), склеенных мастикой, отличается гибкостью и полной водонепроницаемостью, но не имеет достаточной механической прочности.

Материалы для оклеенной гидроизоляции изготовляют па битумной основе. Поверхность последнего слоя покрывают битумной мастикой. В последнее время промышленностью выпускаются новые виды рулонных материалов и мастик, позволяющие снизить трудоемкость и стоимость работ.

Термопластичная гидроизоляция представляет собой монолитное покрытие, применяемое при открытом способе работ в котлованах. Поверхность обделки покрывают особой мастикой (грунтовкой), затем наносят слой горячей битумной мастики толщиной 2—Змм, по нему укладывают стеклоткань и сверху наносят второй слой битумной мастики толщиной 4—5 мм. Такую гидроизоляцию устраивают на стенах и перекрытиях, внизу ее сопрягают с оклеенной гидроизоляцией лотка.

Металлическая гидроизоляция представляет собой стальные листы, соединяемые в сплошную оболочку электросваркой. Изнутри тоннеля на стальную оболочку наносят торкретное покрытие по металлической сетке, приваренной к оболочке.

В соединениях чугунной обделки швы между тюбингами зачеканивают замазкой из водонепроницаемого расширяющегося цемента (ВРЦ). В особых случаях при эксплуатации тоннелей в условиях знакопеременных температур допускается гидроизоляция стыков чугунной обделки с применением свинцовой проволоки или свинцового шнура. В этом случае 1/3 канавки зачеканивают свинцом, а оставшуюся часть заполняют замазкой из портландцемента. Болтовые отверстия закрывают стальными шайбами с асбестобитумным заполнением. Применяют также пластмассовые шайбы или шайбы из других полимерных материалов.

В соединениях железобетонных обделок швы между блоками или тюбингами зачеканивают замазкой из ВРЦ или смесью БУС (быстросхватывающегося уплотняющегося состава).

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ