Метрополитен

Проектирование и строительство метрополитена

«Проектирование и строительство метрополитена
2-03-2017 4 306 0

Проектирование линий метрополитена. Линии метрополитена проектируют и строят па основе перспективных схем развития транспортной сети города, которая

Проектирование линий метрополитена. Линии метрополитена проектируют и строят па основе перспективных схем развития транспортной сети города, которая является составной частью всего плана его реконструкции и застройки.

Основными материалами для проектирования линии метрополитена являются данные инженерно-геологических изыскании, в том числе геологоразведочных работ по трассе метрополитена; топографические планы и профили с нанесением данных о городской застройке и подземных коммуникациях; сведения о пассажиропотоках, о других видах городского и пригородного железнодорожного транспорта и т. п., данные которых можно взять с любого <a href="http://eurotakelag.ru/">официального сайта</a> предприятия.
Проектно-техническая документация для строительства линий метрополитена Москвы и ряда других городов Советского Союза разрабатывается Государственным проектно-изыскательским институтом Метрогипротранс. Его филиалы имеются в Ленинграде, Киеве и других городах, где строятся и проектируются метрополитены.

Линии метрополитена в городах Советского Союза на основании Строительных норм и правил принято проектировать, как правило, подземного типа с мелким заложением (т. е. неглубоко от земной поверхности). Линии мелкого заложения являются более удобными для пассажиров и имеют лучшие эксплуатационные и экономические показатели.

Глубокое заложение линии допускается в районах города с плотной многоэтажной застройкой при соответствующем технико-экономическом обосновании, а также при неблагоприятных инженерно-геологических условиях для строительства линий мелкого заложения. В отдельных случаях с соответствующим обоснованием допускается строительство наземных линий, где по условиям планировки города может быть выделена для них обособленная полоса.

Принятая для Москвы диаметрально-кольцевая схема линии предусматривает пересечение отдельных линий в разных уровнях с независимым движением поездов по ним; это позволяет пассажиру осуществлять свой маршрут следования с одной или максимально двумя пересадками.

Пассажиропотоки определяются количеством пассажиров, перевозимых по данному участку линии в единицу времени. При пассажиропотоке в одном направлении в час «пик» 20—30 тыс. чел. наземному транспорту уже трудно справляться с перевозками и, как правило, целесообразно строить метрополитен.

По величине пассажиропотоков на наиболее загруженном (расчетном) перегоне в часы «пик» определяют провозную способность линий (т. е. максимальное количество пассажиров, которое должно быть перевезено) на первый период эксплуатации и с учетом перспективы.

На линиях Московского метрополитена с особенно большим ростом пассажиропотока для его освоения предусматривают высокую пропускную способность (т. е. количество поездов, отправляемых с конечных станций в течение часа). Эта пропускная способность в настоящее время доводится до 45—48 пар поездов в час. Все капитальные сооружения и устройства метрополитена, кроме вагонных депо, оборудования электроснабжения и вентиляции, обычно проектируются с учетом провозной и пропускной способности линии на перспективу и возможности увеличения числа вагонов в поездах.

При проектировании линий существенными являются выбор наиболее рациональных длин перегонов и размещения станций в плане города.

Станции строят в местах образования наибольших пассажиропотоков: на центральных площадях, у железнодорожных вокзалов, у пересечения городских магистралей. Расстояние между станциями выбирают с учетом условий обеспечения высоких скоростей сообщения и удобства подходов к станциям.

Станции, как правило, размещают на прямых участках пути с уклоном не менее 0,003 и не более 0,005. Допускается расположение станции на горизонтальной площадке при условии обеспечения нормального отвода воды, попадающей на станцию из грунта и от хозяйственной деятельности. По возможности станции располагают на возвышенных участках профиля («на горках»), это способствует более быстрому набору скорости поездом при уходе со станции и сокращает тормозной путь при подходе к станции, что создает условия для достижения максимальной пропускной способности линии и экономии электроэнергии.

Пути для оборота и отстоя составов располагают на уклоне 0,003, как правило, с подъемом к станции. Парковые пути электродепо устраивают на площадке или па уклоне не более 0,0015.

На линиях метрополитена принято двухпутное движение. В одном тоннеле могут размещаться один, два пути или более.

При проходке шахт и тоннелей метрополитена встречаются различные породы. По физико-механическим свойствам породы разделяют на: твердые или скальные — граниты, диабазы; пластичные — все виды глин, суглинки; сыпучие — песок, гравий; плывунные (плывуны) — мелкозернистые сильно заиленные и частично глинистые пески, насыщенные водой.
Метро в разрезеВ большинстве случаев под землей приходится встречаться с пластами пород, содержащими грунтовые воды, которые в ряде мест находятся под давлением. Грунтовые воды могут содержать примеси, ко¬торые разрушают бетон, металл и другие материалы; такие грунтовые воды называют агрессивными.

Для выявления геологических и гидрогеологических условии заложения подземных сооружении метрополитена производят геологоразведочные работы. Они заключаются в бурении скважин, периодическом отборе проб горных пород и исследовании их в лаборатории. Геологоразведочные работы дают основные сведения для проектирования линии метрополитена.

Сообщалось о последовательности работ при строительстве. Сооружение метрополитена начинают с освоения строительных площадок — шахтных поверхностен. На этих площадках закладывают стволы шахт, строят поверхностные сооружения, к которым относятся копер 2, машинное помещение 1, бункерная эстакада 3, а затем производят рассечку горизонтальных выработок.

Подземные сооружения разделяют на вертикальные, горизонтальные и наклонные.



Стволы 4 шахт относят к вертикальным выработкам. Через них осуществляют связь подземных сооружении с поверхностью земли — выдают на поверхность породу, производят спуск материалов, механизмов, оборудования и доставку рабочих. По окончании проходки ство-ла его оборудуют клетьевым подъемником. После сооружения тоннелей шахтные стволы используют как вентиляционные каналы для нагнетания свежего воздуха с поверхности земли.

К горизонтальным выработкам относятся околоствольный двор 5, перегонные тоннели 6 и станции, а также вспомогательные выработки — штольни 7, камеры для размещения материалов, водоотливных установок, электросборок и прочего оборудования.

В первую очередь проходят околоствольный двор для размещения узкоколейных путей н вагонеток, направляемых в шахту.

Рассечку тоннеля делают в виде камеры, предназначенной для установки и сборки щита — механизма, с помощью которого осуществляют строительство тоннеля. Горные породы обладают большим весом, который воспринимается нижележащими пластами, причем в обычных условиях порода находится в устойчивом состоянии. При выработке породы это состояние нарушается, поэтому каждую выработку немедленно закрепляют (одновременно с проходкой), сооружают обделку тоннеля и устраивают гидроизоляцию. Давление, воспринимаемое креплением выработки, называют горным давлением, оно может быть направлено сверху вниз, снизу вверх и с боков.

В готовом тоннеле укладывают жесткое основание под пути метрополитена. На станциях глубокого заложения ведут проходку наклонных ходов для монтажа эскалаторов.
Проектирование станций метрополитенаПо окончании устройства тоннеля укладывают пути, монтируют обустройства, необходимые для эксплуатации: устройства освещения, сигнализации, энергоснабжения, служебные помещения, выполняют архитектурное оформление станций и т. д.

Организация строительства метрополитена. Строительство метрополитенов в Советском Союзе является специализированной отраслью транспортного строительства.

Все тоннелестроительные организации объединяет Главное управление по строительству тоннелей и метрополитенов (Главтоннельметрострой), входящее в состав общесоюзного Министерства транспортного строительства.

В системе Главтоннельметростроя организацию строительства метрополитенов осуществляют управления строительств, которые создаются в каждом городе, где сооружается метрополитен.

С января 1976 г. функции заказчиков на строительство новых линий во всех городах переданы управлениям метрополитенов, что позволило в большей степени оказывать влияние на технико-экономический уровень вновь вводимых линий метрополитена и их качество.

Организациями, непосредственно выполняющими работы, являются строительно-монтажные управления (ОМУ), тоннельные отряды, специализированные управления и конторы.

Специализированные организации выполняют работы по монтажу электромеханических установок, по укладке пути и контактного рельса, по замораживанию и закреплению пород, архитектурной отделке станций и т. п.

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ