Подвижной состав • Отечественные локомотивы • Электропоезда

Электропоезд ЭР2в

В сентябре 1959 г. на участке Панки—Раменское Московской железной дороги проводились опыты с моторным электровагоном Ср550, оборудованным установкой, преобразующей постоянный ток напряжением 3000 В в переменный ток высокой частоты с последующим преобразованием его в
05.05.15
Комментариев 0
Обсудить
Просмотров
1 832

Оцените изложенный материал


В сентябре 1959 г. на участке Панки—Раменское Московской железной дороги проводились опыты с моторным электровагоном Ср550, оборудованным установкой, преобразующей постоянный ток напряжением 3000 В в переменный ток высокой частоты с последующим преобразованием его в постоянный ток. Установка была смонтирована работниками депо Панки и Московского энергетического института под руководством проф. В. Е. Розенфельда. Постоянный ток высокого напряжения при помощи четырех вентилей и контура, состоявшего из первичной обмотки трансформатора и параллельно подключенного к ней конденсатора, преобразовывался 8 переменный ток частотой 400—600 Гц. От вторичной обмотки трансформатора ток выпрямлялся двумя вентилями и питал два последовательно включенных тяговых электродвигателя. Во время опытов моторный электровагон развивал мощность до 150 кВт. Эта работа положила начало проектированию и испытаниям электровозов постоянного тока напряжением 6 кВ.

Для опытной проверки системы электрической тяги на постоянном токе с номинальным напряжением 6 кВ, помимо переоборудования электровозов серий ВЛ22м и ВЛ8 на это напряжение, в период 1971 —1975 гг. велись работы по созданию импульсных преобразователей постоянного тока напряжением 6 кВ в постоянный ток напряжением 3 кВ для моторвагонных электропоездов. Эти работы выполнялись на основе исследований, проводившихся МЭИ, и опыта применения частотно-импульсных преобразователей на электропоезде ЭР2и-559. За эти годы на Московском локомотиворемонтном заводе вначале по эскизному проекту МЭИ, а затем по созданному на основе разработок МЭИ проекту проектноконструкторского бюро ЦТ МПС (проект № С-413) были переоборудованы для работы на постоянном токе напряжением 6 кВ три четырехвагонных электропоезда серии ЭР2 и один восьмивагонный. Эти поезда получили сначала обозначение серии ЭР2и, а в августе 1974 г. — ЭР2в (высоковольтные).

Первая двухвагонная секция электропоезда ЭР2в-556 (моторный вагон N° 55606 и головной вагон № 867) была смонтирована в 1971 г., вторая секция этого поезда (моторный вагон № 55608 и головной вагон N2 868) — в 1973 г. Частотно-импульсные преобразователи были расположены под кузовами моторных электровагонов, причем тиристоры, диоды и вспомогательное к ним оборудование были размещены в баках, залитых трансформаторным маслом. Преобразователь каждого мо-торного вагона имел четыре фазы, в каждой фазе было 13 тиристоров ТЛ-160-8 и 24 диода ВЛ-200-8. Как и на электропоезде ЭР2и-559, частота тока в фазе менялась от 25 до 600 Гц.

Импульсные преобразователи позволяли плавно поднимать напряжение на выводах двух последовательно включенных тяговых электродвигателей от 0 до 3000 В и поддерживать заданное напряжение независимо от напряжения в контактной сети.

При переоборудовании от серийно изготовленных электровагонов сохранился подвергшийся соответствующей доработке быстродействующий выключатель БВП-105А.

Для питания электродвигателей вспомогательных машин на электропоезде были установлены статические преобразователи постоянного тока напряжением 6 кВ в постоянный ток напряжением 3 кВ. Масса тары моторного вагона после переоборудования увеличилась на 5,7 т и достигла 60,3 т.

Первоначально электропоезд ЭР2и-556 проходил наладку и обкатку на путях завода, а затем в период 1974—1975 гг. — на участке Пушкино— Александров ярославского направления Московского железнодорожного узла и на экспериментальном кольце ВНИИЖТа. На этом кольце в июне 1974 г. электропоезд начал совершать поездки при напряжении 6 кВ. В режиме рекуперативного торможения электропоезд впервые был испытан в 1978 г. при напряжении в контактной сети 6 кВ.

Убеждение многих специалистов в недопустимости размещения под кузовами электровагонов аппаратов в баках с маслом послужили причиной создания проекта импульсных преобразователей с воздушным охлаждением, которые должны были располагаться на крышах вагонов. С таким расположением преобразователей Московский локомотиворемонтный за-вод смонтировал в 1974—1975 гг. остальные три электропоезда серии ЭР2в. Первый из них состоял из моторных вагонов № 63104 и 63106 и головных прицепных № 881 и 882; второй имел моторные вагоны № 63108 и 55304 и головные прицепные N2 879, 880; в состав третьего входили головные прицепные вагоны № 57801, 57809, моторные вагоны 57808, 57810, 63102, 63110 и прицепные промежуточные вагоны N2 63103, 63107.

Масса моторных вагонов этих трех электропоездов серии ЭР2в составляла около 66 т.

Электропоезд серии ЭР2в
Электропоезд серии ЭР2в
На вагонах № 867, 868 электропоезда серии ЭР2в с подвагонным расположением преобразователей были применены контроллеры машиниста, имевшие корпус, вал и другие элементы от контроллеров машиниста КМР-10А-1 электропоездов серии ЭР22, а на головных вагонах остальных электропоездов серии ЭР2в были установлены контроллеры машиниста, выполненные на базе контроллеров 1.КУ.019 электропоездов серий ЭР22м и ЭР22и.

Все контроллеры машиниста электропоездов серии ЭР2в имели, помимо нулевого, следующие фиксированные положения: в одну сторону от нулевого — "МН" (начало зоны регулирования в моторном режиме), "МК" (конец зоны регулирования в моторном режиме), "ОП" (ослабление возбуждения тяговых электродвигателей); в другую сторону от нулевого — "ГГ (подготовительное), "ТН" (начало зоны регулирования в тормозном режиме), "ТК" (конец зоны регулирования в тормозном режиме), "2" (дотормаживание головных и промежуточных электровагонов), "3" (экстренное торможение).

Регулирование скорости движения электропоезда серии ЭР2в осуществлялось путем задания его тяговым электродвигателям соответствующих установок тока специальным устройством, связанным с главным валом контроллера машиниста. Это устройство было выполнено с использованием конструкции контроллера возбуждения электропоездов серии ЭР22.

На электропоезде с головными вагонами № 867, 868 токоприемники были установлены на моторных вагонах, на других электропоездах серии ЭР2в — на прицепных.

В 1977—1978 гг. все электропоезда серии ЭР2в были отправлены на участок Гори—Цхинвали За¬кавказской железной дороги, электрифицированный на напряжении 6 кВ.

После прекращения работ по созданию электроподвижного состава, рассчитанного на питание от контактной сети постоянного тока напряжением 6 кВ, опытный электропоезд серии ЭР2в с головными вагонами N° 867, 868 был передан в 1980 г. в моторвагонное депо Ленинград-Финляндский Октябрьской железной дороги. Здесь демонтировали его прежнюю систему и на каждом моторном электровагоне установили тиристорно-импульсные преобразователи ТИП-1200-3А-1 (ранее использовавшиеся на электропоездах серии ЭР2и) для питания обмоток возбуждения тяговых электродвигателей при рекуперативном торможении.

Остальные электропоезда серии ЭР2в после про-ведения экспериментальных работ были исключены из инвентарного парка МПС.
Обсудить
Просмотров
1 832
Подпишись на нашу рассылку лучших статей о технике
Подписалось
17
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Войти через: