Грузовой электровоз

Электровоз ВЛ80 и его модификации

«Электровоз ВЛ80 и его модификации
24-06-2017 26 847 0

Приветствую всех читателей нашего блога. В более ранних своих обзорах я говорил про обновление наших статей и придание им «особого шарма», но мы

Приветствую всех читателей нашего блога. В более ранних своих обзорах я говорил про обновление наших статей и придание им «особого шарма», но мы как-то отошли от этой задумки и вот я решил продолжить этот ковАрный замысел.

Ранее мной было написано серия статей про самое основное на железной дороге, а именно тепловоз, электровоз, рельсовый автобус и т.д. Сегодня же я хочу посвятить обзор восьмиосный электровоз ВЛ80 и его модификации.

ВЛ80 был спроектирован и построен в 1961 году как грузовой электровоз переменного тока. Все модификации данной серии строились на заводе НЭВЗ, что расшифровывается как Новочерскасский электровозостроительный завод, а комплектующие для него получали с других заводов страны.

Конструкция

Рама электровоза ВЛ80 имеет конструкционное сходство с ранее выпущенными ВЛ60. Первые электровозы были оборудованы тяговыми трансформаторами и игнитронными выпрямителями, которые преобразовали переменный ток в постоянный пульсирующий, а позже были оборудованы более новыми кремниевыми выпрямителями.

В 1970 на ВЛ80 начали устанавливаться реостатные тормоза и выпускавшиеся серии до 80-х годов получали обозначение ВЛ80т («т» - возможность применения реостатного торможения).

Следующей выпущенной серией стала модификация ВЛ80с, которая была построена на базе ВЛ80т, но доработана в плане управления. В электровозе ВЛ80с стало возможным использовать систему СМЕ (система многих единиц), что позволило управлять двумя сцепленными электровозами с одной кабины.

Модификации

ВЛ80т

Механическая часть электровоза представляет собой четырехосные секции и размещенные под ними несочленные тележки. По краям каждой из секций размещается автосцепка СА-3 и фрикционные аппараты.

Тележки состоят из листового шкворневого бруса, трубчатых концевых креплений и боковин коробчатого сечения. Как и на всех локомотивах выпускавшихся после паровозов в буксах используются цилиндрические роликовые подшипники связанные с рамой через поводки.

Все силы действующие на электровоз передаются через люлечное подвешивание. Рама тележки оборудована цилиндрическими пружинами, а все усилия от рамы тележки к раме кузова передаются через гидравлические амортизаторы. Электровоз ВЛ80тЕсли взгялнуть на эту серию, мы сможем с полной уверенностью сказать что на первых выпусках ВЛ80т было установлены тележки аналогичные с ВЛ80к, но с №1004 (1975 год) боковые опоры сменила люлечная подвеска - кузов подвешен к каждой тележки на 4-х подпружинных стержнях, чуть наклоненных к центру тележки для лучшего центрирования кузова при относе в сторону. В цепях управления вместо плавких продохранителей поставлены автоматические выключатели (АВ). Система вентиляции изменена: левые форкамеры меньше в размерах, подняты под крышу, проходы по коридору свободны. Изменена электрическая схема - установлен реостатный тормоз («т» - в обозначении серии), тормозные резисторы (ТР) и переключатели (отключают ТЭД от ВУ и подключают их якоря к ТР, обмотки возбуждения соединяют последовательно и подключают к ВУС, контакторам переключения их сопротивления). ВУВ из тиристоров и плавно регулирует возбуждение работающих в генераторном режиме ТЭД и тормозное усилие; устройства переключения воздуха, которые в тяговом режиме обеспечивают подход воздуха от мотор0вентилятоов №3-4 к ВУ; сглаживающим реактором и маслоохладителям тягового трансформатора (ТТ), а в тормознозном режиме к тяговому редуктору (ТР); блока управления реостатным торможением БУРТ, который управляет ВУВ, УПВ, контакторами и другими. БУРТ установлен в первой секции электровоза. Изменение электрической схемы привело к перекомпоновке оборудования. Расположение оборудования ВЛ80т1 — токоприемник; 2 — фазорасщепитель; 3 — мотор-вентилятор; 4 — главный воздушный выключатель; 5 — главный контроллер; 6 — тяговый трансформатор; 7 — тормозные резисторы; 8 — выпрямительная установка; 9 — главный воздушный резервуар; 10 — мотор-компрессор; 11 — высоковольтная шина.

Грузо-пассажирский. Ток контактной сети: переменный, 25±4 кВ. Двухсекционный, 4 двухосных тележки, 8 осей. Осевая формула: 2(2о—2о). Масса: 184 тс. Нагрузка на рельсы: 23 тс. Ширина колеи: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Диаметр колёсных пар: 1250 мм. ТЭД: НБ—412К постоянного тока. Мощность часовая/продолжительная ТЭД: 800/675 кВт. Мощность часовая/продолжительная: 6520/6160 кВт. Силы тяги: часовая/продолжительная: 45,1/40,9 тс. Скорости часовая/продолжительная/конструкционная: 51,6/53,6/110 км/час. Длина/ширина/высота: 32840/3160/5100 мм. Остальные характеристики по типу ВЛ80.

ВЛ80с

Главной особенностью электровоза является возможность к вождению трех и более секций с одного пульта машиниста благодаря внедрению системы многих единиц (СМЕ).

В 1979 году впервые была выпущена модификация получившая обозначение "с", которая являла собой усовершенствованный ВЛ80т. Целью конструкторов было создание такой серии электровозов, которая сможет водить более тяжелые составы.

Механическая часть и электрооборудование в многом идентично с ранее созданным ВЛ80т, но имеются и существенные отличия:
  • присутствует сигнализация, показывающая работу дополнительно присоединенных секций;
  • добавлены межэлектровозные соединения.
В процессе выпуска электровозов ВЛ80с вносились изменения, которые были направлены на повышение надежности и снижение затрат во время изготовления.

В 1983 году проводились изменения в конструкции, а именно изменение оборудования на более перспективное. К примеру, асинхронные электродвигатели АЭ-92-4 заменили новыми АНЭ-225L4УХЛ2. Эти электродвигатели были использованы также в качестве расщепителей фаз. На партии электровозов ВЛ80с (№ 484—513) в порядке опыта вместо расщепителя фаз НБ-455А использованы электродвигатели АЭ-92-4, на электровозах № 882 и 883 установлены компрессоры КТ-6Эл с повышенной частотой вращения вала. В 1985 г. на пяти электровозах ВЛ80т были поставлены опытные тяговые электродвигатели НБ-514, предназначенные для двенадцатиосных электровозов ВЛ85. Усиление отдельных элементов конструкции и введение новых узлов на электровозах ВЛ80с привели к повышению их массы, что и послужило основанием для установления ее нового номинального значения — 192 т.

Грузо-пассажирский. Ток контактной сети: переменный, 25±4 кВ. Двухсекционный, 4 двухосных тележки, 8 осей. Осевая формула: 2(2о—2о). Масса: 192+2 тс. Нагрузка на рельсы: 24 тс. Ширина колеи: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Диаметр колёсных пар: 1250 мм. ТЭД: типа НБ-412К постоянного тока. Мощность часовая/продолжительная ТЭД: 800/675 кВт. Мощность часовая/продолжительная: 6520 / 6160 кВт. Силы тяги: часовая/продолжительная: 45,1/40,9 тс. Скорости часовая/продолжительная/конструкционная: 51,6/53,6/110 км/час. Длина/ширина/высота: 32840/3160/5100 мм. Остальные характеристики по типу ВЛ80. Имеет ступенчатое регулирование напряжения и реостатное торможение. Фактически электровоз ВЛ80С — это ВЛ80Т, дооборудованный для работы в составе более чем 2-х секций при управлении из 1-й кабины по системе многих единиц СМЕ. При проведении КР ставились новые схемы возможности работы в 3 секции.

ВЛ80р

Разработкой модификации ВЛ80р послужило то, что ранее выпущенные ВЛ80т и ВЛ80с не имели возможности к использованию рекуперативного торможения при котором часть выработанной электроэнергии возвращалась обратно в контактную сеть.

На электровозах данной серии устанавливались контроллеры машиниста типа КМЭ-80. Для обеспечения нормальной температуры оборудования использовались мотор-вентиляторы ЦВП64-14.

Электровоз эксплуатировался на Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железной дороги. Расположение оборудования ВЛ80р1 — фазорасщепитель; 2, 3 — панели аппаратов цепи управления; 4 — выпрямительный преобразователь (ВИП); 5 — вентилятор-пылеотделитель для охлаждения ВИП; 6 — панель синхронизации системы управления; 7 — тяговый трансформатор; 8 — сглаживающий реактор; компрессор; 10 — панель аппаратов вспомогательных цепей; 11 — балластные резисторы; управления ВИП; 13 — радиостанция.

Грузо-пассажирский. Ток контактной сети: переменный, 25±4 кВ. Двухсекционный, 4 двухосных тележки, 8 осей. Осевая формула: 2(2о~2о). Масса: 192+2 тс. Ширина колеи: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. ТЭД: типа НБ-412К постоянного тока. Мощность часовая/продолжительная ТЭД: 800/675 кВт. Мощность часовая/продолжительная: 6520 / 6160 кВт. Силы тяги: часовая/продолжительная: 45,1/40,9 тс. Скорости часовая/продолжительная/конструкционная: 51,6/53,6/110 км/час. Длина/ширина/высота: 32840/3160/5100 мм. Фактически электровоз ВЛ80р— это ВЛ80с,т, но с плавным регулированием напряжения ТЭД тиристорами ВУ, что повышает противобоксовочные свойства, а реостатное торможение заменено рекуперативным с тормозным усилием 37 тс при 50 км/час, заменена часть оборудования. При проведении КР внесены изменения по форме кузова и кабины, установлены электросхемы для возможности работы в 3 секции.

ВЛ80к

Грузо-пассажирский. Ток контактной сети: переменный, 25±4 кВ. Двухсекционный, 4 двухосных тележки, 8 осей. Осевая формула: 2(2о~2о). Масса: 184 тс. Нагрузка на рельсы: 23 тс. Ширина колеи: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Диаметр колёсных пар: 1250 мм. ТЭД: НБ—412К постоянного тока. Мощность часовая/продолжительная ТЭД: 800/675 кВт. Мощность часовая/продолжительная: 6520/6160 кВт. Силы тяги: часовая/продолжительная: 45,1/40,9 тс. Скорости часовая/продолжительная/конструкционная: 51,6/53,6/110 км/час. Длина/ширина/высота: 32840/3160/5100 мм. Остальные характеристики по типу ВЛ80. От электровозов ВЛ60К отличались тем, что ТЭД имели лучшие характеристики, генератор тока управления ДК-405 заменён на бесконтактный источник питания на основе трансформатора ТРПШ. Проход — вдоль левой стенки кузова, оставшееся пространство от поперечного прохода (за кабиной секции) до перехода между секциями (в хвосте) отгорожено (ВВК). Каждая секция ВЛ80к первых выпусков (до номера 380) имеет два центробежных вентилятора (40 кВт) для охлаждения ТЭД, которые забирают воздух через жалюзи правой стенки кузова, и четыре осевых вентилятора ВЭ6-М2 (14 кВт, 2950 мин-1), каждый из которых засасывает воздух через установленные на крыше жалюзи и подаёт его в шкаф ВУ (4 на секцию). Все вспомогательные машины, кроме МВ-2 (задней тележки), установлены внутри ВВК. Расположение оборудования в кабине и поперечном проходе не изменились. С № 380 осевые вентиляторы заменены на 2 центробежных двухколёсных вентилятора, которые забирают воздух не через крышу, а через боковые жалюзи. Для забора воздуха этими вентиляторами на обеих стенках кузова установлены дополнительные жалюзи, форкамеры Ф (помещения между жалюзи и вентилятором) левых жалюзи находятся в продольном проходе каждой секции.

ВЛ80см

Производство данного типа электровоза началось в 1991 году и продлилось 3 года. По конструкции он имел незначительные отличия от ВЛ80с. Основные изменения были в конструкции буферных фонарей и прожектора установленного на крыше электровоза, а еще он немного напоминал ВЛ85.

ВЛ80м (ВЛ80тк, ск)

В научно-испытательном центре ВНИИЖТа провели наладочные и тягово-энергетические испытания электровоза ВЛ80м-1947, прошедшего капитально-восстановительный ремонт с продлением срока службы на Улан-Удэшском локомотиво-вагоноремонтном заводе. Разработали проектно-конструкторскую документацию для комплексной модернизации специалистами ВЭлНИИ.

На электровозе применена система плавного регулирования напряжения на тяговых двигателях с помощью выпрямительно-инверторного преобразователя ВИП-4000М. Установлены модернизированные тяговые двигатели НБ-418КР с уменьшенным количеством охлаждающего воздуха на двигатель. Введена выпрямительная установка возбуждения ВУВ-162, выполненная по мостовой схеме. Задействована система регулирования частоты вращения электродвигателей вентиляторов и маслонасоса ПЧФ-136.

Локомотив оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики (МСУД), с помощью которой обеспечивается автоматическое и ручное управление электровозом в режиме тяги и рекуперативного торможения. В частности, микропроцессорная система регулирует скорость движения электровоза, ток якоря тяговых двигателей, угол запаса управления инвертором ВИП. Кроме того, система МСУД осуществляет защиту от боксования и юза, регулирование тока возбуждения в режиме рекуперативного торможения, управление контакторами ослабления возбуждения и другими релейно-контакторными аппаратами, выполняет диагностику оборудования.

Стал более удобным пульт управления локомотивом. Введен новый тип контроллера машиниста. Установлены кондиционеры и новые кресла машиниста и помощника машиниста.

ВЛ80ссв

Также на УУЛВРЗ были модернизированы два электровоза ВЛ80С со смешанным возбуждением ТЭД. Они после КРП обозначены ВЛ80ссв-019 и ВЛ80ссв-2111. Помимо тиристорного регулирования напряжения на ТЭД электровозы получил смешанное возбуждение — параллельно к обмоткам возбуждения подключены и выпрямители возбуждения, в результате ток возбуждения плавно занижается и завышается, исключая разносное боксование. ВЛ80р оборудуют СМЕТ (3 секции).

Построенные на базе ВЛ80

ЭД1

Заводом ДМЗ принимались попытки по созданию электропоездов использующих электровозную тягу для чего и было построено 4 таких электропоезда. Такая попытка впервые была предпринята в 1999 году в результате и было получено 10 прицепных вагонов с другого электропоезда ЭД4Т, так как вагоны были прицепными (безмоторными) по обоим концам расположили по одной секции ВЛ80с.

ЭД4ДК

В 2001 году в качестве эксперимента был запущен проект по созданию нового двухсистемного поезда повышенной комфортности, для этих целей и были взяты вагоны электропоезда ЭД4МК, которые размещались между секциями переменного и постоянного тока.

ДМЗ начал производство 10-ти прицепных вагонов для электропоезда работающего на обоих видах питанию без потребности смены локомотива на промежуточной станции и получил новое обозначение ЭД4ДК-001. Так как ВЛ80т работает на линиях работает на переменном токе и пришлось использовать одну секцию электровоза ВЛ10, но из-за технических проволочек проект был закрыт в 2003 году.
Техническая характеристика электровоза серии ВЛ80 и его модификаций

ВЛ80кВЛ80тВЛ80рВЛ80с
Род службыГрузо-пассажирскийГрузо-пассажирскийГрузо-пассажирскийГрузо-пассажирский
Ток контактной сети, кВпеременный - 25переменный - 25переменный - 25переменный - 25
Осевая формула2(2о-2о)2(2о-2о)2(2о-2о)2(2о-2о)
Масса, тонн184184192192
Нагрузка на ось, тс2323
24
Ширина колеи, мм1520152015201520
Диаметр колесных пар, мм1250125012501250
ТЭДНБ-412К постоянного токаНБ-412К постоянного токаНБ-412К постоянного токаНБ-412К постоянного тока
Мощность часовая/продолжительная ТЭД, кВт800/675800/675800/675800/675
Мощность часовая/продолжительная, кВт6520/61606520/61606520/61606520/6160
Сила тяги часовая/продолжительная, тс45.1/40.945.1/40.945.1/40.945.1/40.9
Скорости часовая/конструкционная, км/ч51.6/11051.6/11051.6/110
Длина/ширина/высота, мм32840/3160/510032840/3160/510032840/3160/510032840/3160/5100

Галерея

Видео

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ