Подвижной состав • Метрополитен

Метрополитены Советского Союза

Московский метрополитен. Потребность в быстроходном общественном транспорте ощущалась в Москве еще в дореволюционное время, однако разработанные русскими инженерами проекты его сооружения по разным причинам отклонялись городскими властями. И только после Великом
12.04.15
Комментариев 0
Обсудить
Просмотров
2 535

Оцените изложенный материал


Московский метрополитен. Потребность в быстроходном общественном транспорте ощущалась в Москве еще в дореволюционное время, однако разработанные русскими инженерами проекты его сооружения по разным причинам отклонялись городскими властями. И только после Великом Октябрьской социалистической революции и завершения восстановления народного хозяйства был поставлен вопрос о реконструкции столицы, а также о сооружении в ней метрополитена. В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП (б) принял решение о том, чтобы немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве.

Первая очередь Московского метрополитена протяженностью 11,2 км, имевшая 13 станции, была сооружена в короткий срок и открыта 15 мая 1935 г. Движение осуществлялось от Сокольников до Охотною ряда (ныне Проспект Маркса) и далее до Центральною парка культуры и отдыха имени Горькою. В день пуска метрополитена было перевезено 370 тыс. чел.

Высокий уровень архитектуры станций, комфортабельные (по тому времени) вагоны, быстрота и точность движения вызывали всеобщее восхищение.

Вагоны метрополитена цельнометаллические, оборудованы электрическими и пневматическими тормозами, обеспечивающими высокую степень безопасности движения, рассчитаны на максимальную скорость 90 км/ч.

Поступающая из города электрическая энергия высокого напряжения преобразуется до нужного напряжения на подстанциях метрополитена. Подача электроэнергии к вагонам производится через кон¬тактный (третий) рельс. Система электроснабжения автоматизирована и управляется из одного диспетчерского центра.

Путь выполнен из рельсов типов Р50 и Р65, сваренных в плети и уложенных на деревянные или железобетонные шпалы. Организация и безопасность движения поездов обеспечиваются средствами системы автоблокировки с защитными участками и электромеханическими автостопами. Станции с путевым развитием оборудованы маршрутно-автоматической централизацией стрелок и сигналов. Работа их находится на автоматическом режиме, при этом возможно управление ими с центрального диспетчерского пункта при помощи системы диспетчерской централизации (применена на новых линиях).

Контрольно-кассовые операции по оплате пассажирами проезда выполняют автоматические контрольные пункты (АКП), которые работают от пятикопеечных монет. Для размена монет другого достоинства на пятикопеечные служат денежные автоматы. Пересчет монет в кассах производится счетно-денежными электронными машинами. Для предотвращения входа пассажиров, не оплативших проезд, установлены А КП па выходе.

Дли информации пассажиров на станциях и в вагонах используются визуальные средства в виде схем линии метрополитена (каждая линия имеет маркировку определенного цвета), указателей и надписей, главным образом светящихся, а также в виде эмблем и символов. Информация также осуществляется средствами радиооповещения на станциях, в вагонах, на эскалаторах. На ряде станции работает телевизионный комплекс.

На всех станциях установлены телефоны для справок, а также часы (в последние годы применяют электронные цифровые), а на платформах — также и интервальные часы, указывающие время, прошедшее после отправления предыдущего поезда.

Все объекты метрополитена имеют необходимые средства связи, и том числе и радиопоездную связь между диспетчером и машинистом движущегося поезда.

Сравнивая основные показатели Московского метрополитена с показателями наиболее крупных и развитых метрополитенов мира, можно сделать вывод, что по протяженности линий Московский метрополитен занимает четвертое место в мире (после метрополитенов Ньо-Йорка, Лондона и Парижа). По количеству перевозимых за сутки пас¬сажиров Московский метрополитен наиболее загруженный, что свидетельствует о большой напряженности его работы.

Ежегодный прирост пассажироперевозок требует дальнейшего наращивания провозной и пропускной способности линий н реконструкции элементов сооружений станции, внедрения новых и передовых технических решений для повышения культуры перевозок и улучшения обслуживания пассажиров.

Важным этапом в этом направлении является разработка и внедрение системы автоматического управления поездами в сочетании с автоматическим регулированием скорости. Эта система, которой оборудованы три линии, облегчает труд машиниста, позволяет сократить состав локомотивной бригады с двух до одного человека, повысить точность выполнения графика, увеличить пропускную способность линий при высокой степени безопасности движения поездов.

Разрабатываются конструкции автоматических контрольных пунк¬тов, работающих от магнитных кодированных билетов, а также автоматы для обмена набора мелких медных монет на пятикопеечные.

В соответствии с Генеральным планом реконструкции столицы, с учетом планировки города и взаимосвязи с другими видами юродского пассажирского транспорта развитие Московского метрополитена будет продолжаться па основе диаметрально-кольцевой структуры.

В октябре 1978 г. продлена Калужско-Рижская линия от станции ВДНХ в жилой район Медведково, открыты четыре новых станции: Ботанический сад, Свиблово, Бабушкинская, Медведково. Ведется строительство Калининской и Серпуховской линий, которые будут направлены и глубь крупных районов новой жилой застройки. Калининская линия пойдет от Таганской площади в направлении шоссе Энтузиастов и далее в район Новогиреево, Серпуховская линия — от станции Добрынинская в район Чертаново — одну из самых крупных жилых новостроек на юге города. Ведется сооружение станции Горьковская па действующей Горьковско-Замоскворецкой липни, которая вместе со станцией Пушкинская Ждановско-Краснопресненской линии составит новый крупный пересадочный узел в центре города. Закапчивается сооружение станции Шаболовская на Калужско-Рижской линии.

Намечена реконструкция некоторых станций, строительство вторых вестибюлей, новых пересадочных устройств в целях создания больших удобств пассажирам.

В 1916 г. за успешное выполнение заданий военного времени коллективу Московского метрополитена было вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В 1947 г. за хорошую организацию перевозок населения и успешное освоение новой техники в ознаменование 800-летия г. Москвы метрополитен награжден орденом Лепина, в 1955 г. ему присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

Ленинградский метрополитен вступил в эксплуатацию в ноябре 1955 г. Па начало 1979 г. три его линии имели протяженность 60 км и 37 станций. Среднесуточные перевозки пассажиров достигли 1 млн. 800 тыс. чел. Максимальные размеры движения — 38 пар поездов в час.

На линиях курсируют пяти-, шести- и семивагонные поезда. Удель¬ный вес перевозок метрополитеном в общегородских пассажирских пе¬ревозках составляет 22,9%.

Схема московского метрополитена
Схема московского метрополитена
Петербургский метрополитен сооружался с учетом достижений отечественного метростроения и новейших технических средств, созданных на Московском метрополитене.

Все линии оборудованы диспетчерской централизацией, при помощи которой производится управление стрелками и сигналами станций с регистрацией времени прохождения поездов через контрольные пункты.

Линии оборудованы системой автоведения, обеспечивающей вождение поездов с точной остановкой на станции в заданном месте, что особенно важно на станциях нового типа — бесплатформенных, которые сооружены па Ленинградском метрополитене впервые.

Радиосвязь диспетчера с машинистом осуществляется с применением специального волновода.

Широко использованы средства автоматизации и телеуправления в работе обустройства метрополитена, механизировано выполнение трудоемких и уборочных работ.

В ближайшие годы будет продолжено строительство Невско-Василеостровской линии от станции Василеостровская до станции Приморская и от Ломоносовской до Обухова, Московско-Петроградской линии от станции Петроградская до станции Удельная. Общая протяженность линий Ленинградского метрополитена будет увеличена на 22—26 км.

В 1955 г. Ленинградскому метрополитену присвоено имя Владимира Ильича Ленина, а в 1970 г. он награжден орденом Ленина.

Киевский метрополитен был пущен в эксплуатацию в ноябре 1960 г.

На начало 1979 г. протяженность его линий составляла 20,5 км, эксплуатировались 17 станций. Ежедневно метрополитен перевозит свыше 650 тыс. пассажиров, что составляет 18,4% общегородских перевозок. На линиях курсируют пятивагонные поезда. Максимальные размеры движения — 38 пар поездов в час.

Схема петербургского метрополитена
Схема петербургского метрополитена
Технические решения, использованные на Киевском метрополитене, аналогичны решениям, осуществленным на метрополитенах Москвы и Ленинграда.

Станция Площадь Калинина, вступившая в эксплуатацию в конце 1976 г., является станцией колонного типа, здесь будет построен пересадочный узел.

На участке между станциями Площадь Калинина и Красная Площадь в связи с его небольшой протяженностью организовано движение поездов «челноком»: по каждому пути курсирует по одному четырехвагонному составу туда и обратно с интервалом около 4 мни. Управляет таким составом одни машинист. Автоматические световые табло на станциях сообщают пассажирам о подходе поезда нужного направления.

В ближайшие годы на Куреневско-Красноармейской линии предполагается построить от станции Красная Площадь в сторону Оболони пять станций и продолжить Святошино-Броварскую линию от станции Комсомольская до станции Пионерская.

Схема киевского метрополитена
Схема киевского метрополитена
Тбилисский метрополитен вступил в строй в январе 1966 г. На начало 1979 г. его линия протяженностью 12,6 км имела 11 станций. Перевозки составляют 328 тыс. пассажиров в сутки; максимальные размеры движения — 24 пары поездов в час.

На линии эксплуатируются четырех вагонные составы. Удельный вес перевозок метрополитеном в общегородских перевозках составляет 28%. Техническое оснащение Тбилисского метрополитена аналогично оборудованию других отечественных метрополитенов.

В 1971 г. был завершен комплекс технических мероприятий, позволивших перейти на управление поездами одним лицом — машинистом. На Тбилисском метрополитене впервые применено отключение освещения тоннелей во время движения пассажирских поездов, в дальнейшем получило распространение на всех метрополитенах страны и позволило получить значительную экономию электроэнергии.

На Тбилисском метрополитене впервые в практике отечественного метростроения сооружен «движущийся тротуар», который используется при пересадке пассажиров.

В дальнейшем в Тбилиси будет вестись строительство второй очереди метрополитена от станции Площадь Вокзальная до станции Делиси.

В 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета Грузинской ССР Тбилисскому метрополитену присвоено имя «Пятидесятилетия Великого Октября».

Схема тбилиского метрополитена
Схема тбилиского метрополитена
Бакинский метрополитен вступил в эксплуатацию в ноябре 1907 г. Общая протяженность его линии к началу 1979 г. составила 18,6 км, эксплуатируются 12 станции. Среднесуточные перевозки превышают 376 тыс. чел., что составляет 27% общегородских пассажироперевозок. Линин обслуживают четырехвагонные составы; максимальные размеры движения — 28 пар поездов в час.

Движение поездов на линиях организовано с чередованием направления: Бакы Совети—Нефтчиляр, Бакы Совели—Шаумян и Низами— Нефтчиляр. Направления пересекаются в одном уровне на станции 28 апреля. В утренние и вечерние часы «пик» от станции Нариманов к платформе Депо организована подача поездов для перевозки обслуживающего персонала промышленных предприятии.

Техническое оснащение Бакинского метрополитена аналогично применяемому на других отечественных метрополитенах; внедрены поездная радиосвязь диспетчера с локомотивными бригадами; дистанционное управление тягово-понизительными подстанциями; действует диспетчерская централизация с программным управлением, обеспечивающая управление устройствами СЦБ с диспетчерского пульта.

В ближайшие годы в Баку будет продолжено строительство линии первой очереди от станции Нефтчнляр до станции Ахмедлы и одновременно будет сооружаться линия второй очереди от станции Низами до станции Микрорайон.

В 1967 г. Бакинскому метрополитену присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

Схема бакинского метрополитена
Схема бакинского метрополитена
Харьковский метрополитен вступил в строй в августе 1975 г., имеет протяженность 17,2 км и 13 станции. Среднесуточные перевозки составляют 356 тыс. пассажиров, или 16% общегородских перевозок. Эксплуатируются пятивагонные составы; максимальные размеры движения — 24 пары поездов в час.

Все обустройства метрополитена выполнены по образцу других отечественных метрополитенов.

В ближайшие годы строительство Харьковского метрополитена будет продолжено, намечается начать строительство второй очереди от центра города до станции Академика Павлова.

Схема харьковского метроплитена
Схема харьковского метроплитена
Ташкентский метрополитен вступил в эксплуатацию 6 ноября 1977 г., имеет протяженность 11,3 км и 9 станций.

В Ташкенте впервые в практике отечественного метростроения построен метрополитен в сложных инженерно-геологических и сейсмических условиях.

Среднесуточные перевозки составляют 141 тыс. пассажиров. Эксплуатируются чстырехвагонные составы; максимальные размеры движения 15 пар поездов в час.

Строительство линии первой очереди от станции Октябрьской Революции до станции Максима Горькою (протяженность участка - 1 км) продолжается.

Схема ташкенского метрополитена
Схема ташкенского метрополитена
Обсудить
Просмотров
2 535
Подпишись на нашу рассылку лучших статей о технике
Подписалось
17
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Войти через: