Грузовой тепловоз

Тепловоз 2ТЭ116. Обзор выпущенных модификаций

«Тепловоз 2ТЭ116. Обзор выпущенных модификаций
31-03-2017 47 245 4

2ТЭ116 - магистральный грузовой двухсекционный тепловоз выпускавшийся в период с 1972 по 2015 годы на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе

2ТЭ116 - магистральный грузовой двухсекционный тепловоз выпускавшийся в период с 1972 по 2015 годы на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе (Луганский тепловозостроительный завод), во время чего тепловоз неоднократно модернизировался и получал обозначение 2ТЭ116У, 2ТЭ116УР, 2ТЭ116УД и другие.

На главную раму устанавливали кабину машиниста. В нее были внесены конструктивные изменения, а именно размещение балласта для хорошего распределения нагрузок. Кузов вагонного типа такой же как и у тепловозов 2ТЭ10М, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В и опирается на пару трехосных тележек.

Расположение основного механического и электрического оборудования на секции тепловоза 2ТЭ116 первых выпусков.

Схема тепловоза 2ТЭ116

Схема тепловоза 2ТЭ1161 - кабина машиниста; 2 - кузов над высоковольтной камерой; 3 - выпрямительная установка; 4 - вентилятор выпрямительной установки; 5 - антенна; 6, 9 - воздушные фильтры; 7 - дизель; 8 - кузов над дизелем; 10 - вентилятор холодильника; 11 - шахта охлаждающего устройства; 12 - опора кузова; 13 - шкворень; 14 - топливный бак; 15 - аккумуляторная батарея; 16 - букса; 17 - тележка; 18 - пульт управления; 19 - высоковольтная камера; 20 - вентилятор генератора; 21 - водомасляный теплообменник; 22 - компрессор; 23 - секции радиатора; 24, 27 - вентиляторы тяговых электродвигателей; 25 - воздухоочиститель дизеля; 26 - тяговый генератор.

Устройства тепловоза 2ТЭ116

Оборудование тепловоза в большинстве случаев совпадает с установками других тепловозов более ранних выпусков. Зачастую на локомотиве проводили замену на более новые и мощные аппараты. Ниже я приведу список оборудования 2ТЭ116:
  • Электродвигатель ЭД-107А, ЭД-118А;
  • Аккумуляторные батареи 48-ТН-450;
  • Стартер-генератор ПСГУ2;
  • Кран машиниста №394
  • Кран вспомогательного тормоза №254
  • Воздухораспределитель №270;
  • Дизель-генераторная установка 1А-9ДГ, состоящая из дизеля 1А-5Д49;
  • Синхронный тяговый генератор ГС-501А;
  • Однофазный возбудитель ВС-650В;
  • Компрессор КТ-7.
Начиная с 1976 года в конструкцию начали вносить различные изменения, такие как установка новой модели крана машиниста №395 и воздухораспределителя №483. Также внесли исправления и в конструкцию опоры кузова (установлены комбинированные опоры). Эти опоры нашли применения в последующих выпусках тепловоза 2(3)ТЭ10М(В) и 4ТЭ10С.

Схема топливной системы 2ТЭ116

Схема топливной системы тепловоза 2ТЭ116 1 — бак для топлива; 2, 23 — заливные горловины; 3, 22 — фильтры грубой очистки; 4, 8 — карманы для ртутных термометров; 5 — топливоподкачивающий насос; 6 — фильтр тонкой очистки; 7, 9, 21 — штуцера; 10 — топливный насос; 11 — форсунка; 12 — вентиль; 13 — перепускной клапан; 14, 16 — предохранительные клапаны; 15 — невозвратный клапан; 17 - дроссель; 18 — топливоподкачивающий агрегат; 19 — труба для слива топлива с полок дизель-генератора и плиты топливоподкачивающего агрегата; 20 — подогреватель топлива; 24 - заборное устройство; 25 — клапан для слива отстоя.

Схема масляной системы 2ТЭ116

Схема масляной системы тепловоза 2ТЭ1161 — грибки для приемников электрических термометров; 2 — бонки для датчиков-реле температуры; 3 — карман для ртутного термометра; 4 — полнопоточный фильтр; 5-8, 12, 14, 19, 20 - вентили; 9, 15 - пробки; 10 — грибки для приемников давления электрических манометров; 11 — дизель-генератор; 13, 16 — краны; 17, 18, 21, 22 - штуцера для манометров.

Схема системы охлаждения 2ТЭ116

Схема системы охлаждения тепловоза 2ТЭ1161, 21 — секции радиатора; 2 — соединительная галош; 3 — бонки для электротермометров; 4 — бак для воды санузла; 5 — подогреватель топлива; 6 — штуцера для манометров; 7 — патрубки для ртутных термометров; 8 — реле уровня; 9 — расширительный бак; 10 — паровоздушный клапан; 11 — водомерное устройство; 12 — штуцер для регулятора разрежения; 13 — пробки для слива из полости привода насосов; 14 — пробки для слива; 15 — дизель-генератор; 16 — отопительно-вентиляционный агрегат; 17 — штуцерный вентиль для выпуска воздуха; 18 — невозвратные клапаны; 19 — ручной насос; 20 — бонки для датчиков-реле температуры; 23—37, 41 — вентили; 42, 43, 47 — краны (номера вентилей и кранов соответствуют номерам на бирках, прикрепленных к ним).

Расположение аппаратов на пульте управления

Расположение аппаратов на пульте управления1 — реверсивная рукоятка; 2 — контроллер машиниста; 3 — амперметр зарядки батареи и указатель повреждений; 4 — вольтметр и амперметр тягового генератора; 5, 11 — лампы проверки бдительности; 6 — электроманометры масла І и II секций; 7 — электротермометры масла и воды I секции; 8 — тумблер топливного насоса и пуска дизеля 5 секции; 9 — указатель скорости; 10 — тумблер топливного насоса и пуска дизеля II секций; 12 — электротермометры масла и воды II секции; 13 — кнопка аварийной остановки дизеля; 14 — манометры тормозной системы; 15 — лампа пропуска сигнала бдительности; 16 — кнопка проверки бдительности; 17 — тумблеры (слева направо); управления тепловозом, движения, холостого хода 1 и II секции, контроля сигнальных ламп, управления переходом, буферных фонарей и прожектора; 18 — тумблеры и кнопки (слева направо): управления холодильником, мотор-вентиляторов (4 тумблера), освещения кабины, зеленого света, освещения пульта, регулятор подсветки пульта, кнопка переключения лампы красно-желтого огня; 19 — тумблеры и кнопки (слева направо): указателя повреждений, определения неисправной секции, переключатель тормозной силы, тумблеры ЭДТ, ограничения боксования, автоматической подачи песка, кнопки подачи песка под 1-ю ось; вызова машиниста, тумблеры фильтра АЛСН, яркости сигналов проверки бдительности, кнопка проверки АЛСН.

2ТЭ116А

Тепловоз 2ТЭ116АСерия 2ТЭ116А ставшая прототипом тепловоза 4ТЭ130 и унифицированной версией 2ТЭ121 был построен в 1980-х года на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе (ныне Луганский тепловозостроительный завод) в УССР.

Вид перевозок: грузовые. В обозначении серии тепловоза «А» означает унификацию с оборудованием тепловозов 2ТЭ121 и 4ТЭ130: по тяговому агрегату, централизованному воздухоснабжению электрических машин, съёмной кабине машиниста на амортизаторах, ЭДТ, кузову и другим узлам. Первая партия тепловозов оборудована ТЭД типа ЭД-125Б, вторая - ЭД-118Б. Длина тепловоза: 2x21000 мм. Остальные габаритные и тягово-мощностные характеристики этой модификации одинаковы с характеристиками базовой серии 2ТЭ116.

2ТЭ116Г

Тепловоз 2ТЭ116Г2ТЭ116Г — тепловоз на газовом топливе. Состоит из 3-х секций — двух дизельных и одной криогенной с газификатором. На тепловозе применен газодизель-генератор типа 1ГДГ с электронной системой контроля, регулирования и защиты дизеля (СКРЗД-З), введены дополнительные системы подачи воды и газа в дизель, управления газовой аппаратурой, контроля и защиты, сигнализации, включения газа («Щит-2-1»), вентиляции отсеков электроооборудования, газовой аппаратуры, дистанционного отцепа дизельных секций от криогенной. Построен в 1987-88 году. Бустерная криогенная секция унифицирована с аналогичной секцией тепловоза 2ТЭ10Г.

Схема тепловоза 2ТЭ116Г

Схема тепловоз 2ТЭ116Г1 - тормоз ручной; 2 - испаритель; 5 - вентиляторы кузова; 4 - резервуары газификатора; 6,8 - межтепловозные соединения; 7 - блок пневмоэлектроклапанов; 9 - переходная площадка; 10 - трансформатор; 11 - автосцепка; 12 - баллон высокого давления; 13 - трубопровод тормоза; 14 - тележка; 15 - адсорбер; 16 - резервуар тормозной. 17 - электрический котел подогрева воды; 18 - электронасос; 19 - испаритель наддува; 20, 22, 31, 34 - кассеты забора воздуха в кузов; 21 - панель сигнализатора; 23 - огнетушитель газового пожаротушения; 24 - кассета; 25 - вентилятор охлаждения инверторов; 26 - шкаф электрооборудования; 27, 29 - инверторы; 30 - тифон вызова помощника машиниста; 32 - теплообменник водогазовый; 33 - резервуар порошкового пожаротушения; 28 - мотор-компрессор.

Схема криогенной секции тепловоза 2ТЭ116Г

Схема криогенной секции тепловоз 2ТЭ116Г1 - кабина машиниста; 2 - резервуар порошкового пожаротушения; 3 - огнетушитель газового пожаротушения; 4 - антенна; 5 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 6 - вентилятор охлаждения выпрямительной установки; 7 - выпрямительная установка; 8 - вентилятор кузова; 9 - вентилятор охлаждения тягового генератора; 10 - кассета очистки воздуха для электрических машин; 11 - глушитель; 12 - бак для воды; 13 - система осушки сжатого воздуха; 14 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 15 - тормозной компрессор; 16 - жалюзи верхние; 17 - вентилятор холодильной камеры; 18 - переходной тамбур; 19 - автосцепка; 20 - тяговый электродвигатель; 21. 28 - тележки; 22 - аккумуляторная батарея; 23 - топливный бак; 24 - маслопрокачивающий агрегат; 25 - главная рама; 26 - тяговый генератор; 27 - рессорное подвешивание; 29 - гаситель колебаний; 30 - резинометаллическая опора; 31, 32 - главные резервуары; 33 - путеочиститель; 34 - тифон; 35, 63 - передние бункеры для песка; 36 - кран машиниста; 37 - кран вспомогательного тормоза; 38 - сиденье машиниста; 39, 40, 60 - высоковольтные камеры; 41 - возбудитель; 42 - канал бокового забора воздуха; 43 - охладитель масла; 44, 53 - воздухоочистители дизеля; 45, 59 — электродвигатели вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей; 46 - фильтр тонкой очистки масла; 47, 50 - радиаторные секции; 48, 49 - задние бункеры для песка; 51 - жалюзи боковые; 52 - санузел; 54 - агрегат топливоподкачивающий; 55 - подогреватель топлива; 56 - газодизель; 57 - стартер-генератор; 58 - блок выпрямителей управления возбуждением; 61 - тормоз ручной; 62 - пульт управления.

2ТЭ116К

Тепловоз 2ТЭ116КВид перевозок - грузовые. В обозначении модернизированного тепловоза 2ТЭ116К «К» означает «Коломенский усовершенствованный дизель (1А-5Д49 исп.З)». Тепловоз оборудован усовершенствованной системой управления и системой поосного регулирования силы тяги, позволяющей исключить боксование (позже она применена на тепловозах 2ТЭ116У). Остальные показатели одинаковы с 2ТЭ116.

2ТЭ116КМ

Тепловоз 2ТЭ116КМВид работы: грузовая. 2-х секционный с одной кабиной управления в секции. Осевая формула: 2(Зо-Зо). Габарит: 1-Т. Колея: 1520 мм. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Базовая серия: 2ТЭ116 (тележки, кузов), ЭДТ. Мощность номинального режима: 2x2650=5300 кВт (2x3600=7200 л.с.). Дизель-генератор: 18-9ДГ. Дизель: форсированный 16ЧН26/26 КТЗ РФ. Генератор тяговый УЭТМ: ГСТ2800-1000У2 переменного тока. Электродвигатели тяговые ЭТМ: ЭДУ-133 постоянного тока, 350 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x295 кН (2x30 тс). Служебная масса: 2x138 ± 4,14 тс. Осевая нагрузка: 226 ± 6,98 кН (23 ± 0,69 тс). Скорость длительного режима работы: 24 км/час. Конструкционная скорость: 100 км/час (27,8 м/с). Длина тепловоза: 2 х 18150 мм, ширина: 3080 мм, высота: 5104 мм. Объём топливных баков: 2x6680 кг. Запас воды: 2x1250 л. Запасы (1 с.): масла 1250 л, песка 1160 кг.

2ТЭ116У, 3ТЭ116У и 2ТЭ116УП

Тепловоз 2ТЭ116У
Вид работы: тяжёлая грузовая магистральная. Двухсекционный с одной кабиной управления в секции. Осевая формула: 2(Зо—Зо). Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Колея: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Прототип: 2ТЭ116 и его тележки. Мощность номинальная: 2x2650=5300 кВт (2x3604=7208 л.с.). Дизель-агрегат: 18-9ДГ КТЗ. Дизель: типа 1-5Д49 (16ЧН26/26) КТЗ. Агрегат тяговый: генератор ЭТМ переменного тока, 2460 кВт (до ВУ). Электродвигатели тяговые: типа ЭД—133 постоянного тока, 376 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x323,6 кН (2x33 тс). Служебная масса: 2 с.х139±4,17 тс. Осевая нагрузка: 23,17±0,695 тс. Скорость длительного режима 27 км/час. МП система УД. Конструкционная скорость: до 100 км/час. Длина по АСУ, мм: 2x18150, ширина: 3080, высота: 5216. Запасы, кг: дизтоплива - 2Х6681, воды 2x1250, масла - 2x1250, песка - 2x1166 кг.

3ТЭ116У

Тепловоз 3ТЭ116УВид работы: тяжёлая грузовая магистральная. Трёхсекционный, по торцам 2 кабины управления. Осевая характеристика: 2(Зо—Зо). Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Колея: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Прототип: 2ТЭ116 и его тележки. Мощность номинальная: 3x2650=7950 кВт (3x3604=10812 л.с.). Дизель-агрегат: 18-9ДГ КТЗ. Дизель: типа 1-5Д49 (16ЧН26/26) КТЗ. Агрегат тяговый: генератор ЭТМ переменного тока, 2460 кВт (до ВУ). Электродвигатели тяговые: ЭД-133 постоянного тока, 376 кВт. Сила тяги длительного режима: 3Х323,6 кН (3x33 тс). Служебная масса (экипировка): 3Х139±4,17 тс. Осевая нагрузка: 23,17±0,7 тс. Скорость длительного режима работы: 27 км/час. Микропроцессорная система управления ДГ. Конструкционная скорость: 100 км/час. Длина по АСУ, мм: 2x18150, ширина: 3080, высота: 5216. Запасы, кг: дизтоплива Зх6681, масла 3x1250, воды 3x1250 л, песка 3x1166 кг.

2ТЭ116УМ

Тепловоз 2ТЭ116УМГрузопассажирский тепловоз серии 2ТЭ116УМ — модификация для Монголии с улучшенной системой очистки наддувочного воздуха и увеличенной мощностью дизелей в широком диапазоне температур (от - 50 до + 40°С). Имеют собственную нумерацию, начатую с 001. Построено 31 локомотивов. На тепловозе 2ТЭ116УМ-0062 с увеличенной до 3015 кВт (4100 л.с.) мощностью дизеля, произведенный для Улан-Баторских железных дорог Монголии, в связи с чем незначительно изменена задняя часть крыши его секций. В обозначении серии тепловоза «М» - означает заказ Монгольских дорог. С ЛТЗ в МНР тепловозы перегоняются в холодном состоянии.

2ТЭ116УД и 2ТЭ116УР

Тепловоз 2ТЭ116УДВид работы: тяжёлая грузовая магистральная. Двухсекционный с одной кабиной управления в секции. Осевая формула: 2(Зо—Зо). Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Колея: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Прототип: 2ТЭ116 и его тележки. Мощность номинальная: 2x2650 кВт (3604 л.с.)=5300 кВт (7208 л.с.). Дизель: GEVO V12 «General Electric», США. Тяговый агрегат: переменного тока, А723МУ2 ЭТМ, мощность до ВУ: 2460 кВт. Электродвигатели тяговые: типа ЭД—133 постоянного тока, 376 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x323,6 кН (2x33 тс). Служебная масса: 2 секциих139±4,17 тс. Осевая нагрузка: 23,17±0,695 тс. Скорость длительного режима: 27 км/час. Микропроцессорная система управления дизелем. Конструкционная скорость: 100 км/час. Длина по АСУ, мм: 2x18150, ширина: 3080, высота: 5216. Запасы, кг: дизтоплива 2Х6681, масла 2x1250, воды 2x1250 л, песка 2x1166 кг На секцию тепловоза 2ТЭ116УР запланирована установка ДГУ с дизелем типа 20V4000R43(R63) фирмы MTU (Германия): мощность 2700 кВт (3672 л.с.), 20 цилиндров, 2 турбокомпрессора, 4-х тактные, 1800 мин -1 (аналогично как на тепловозах серии 2ТЭ25АМ БМЗ).

Видео

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (4)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
juriivasilev
#1 juriivasilev Посетители 14 апреля 2017 15:04
Уважаемый автор! Прочитав данную статью, сравнив ее с версией википедии, не нашел отличий, прошу Вас, редактировать статью, используя техническую литературу и документацию по данным сериям тепловоза, особое внимание уделите на систему воздухоснобжения тормозной оборудования. С уважением Юрий Васильев.
Карен Саркисян
#2 Карен Саркисян Администратор 14 апреля 2017 16:20
juriivasilev, Ув. Юрий Васильевич! Как по мне, статья более информативна чем материал на ресурсе упомянутом вами. У нас претставленны технические характеристики к модификациям тепловоза, схемы и фотографии.
Спасибо что уделили время на комментарий, мы его учтем и будем стараться работать еще лучше!
juriivasilev
#3 juriivasilev Посетители 14 апреля 2017 16:31
Спасибо за ответ, но все же обратите внимание на серию компрессора, в вашей статье есть погрешность, так как компрессор КТ-7  не устанавливался на тепловоз 2ТЭ116 
Карен Саркисян
#4 Карен Саркисян Администратор 17 апреля 2017 18:35
juriivasilev, В ближайшее время нами будет перепроверена информация и внесены поправки.
С Уважением, Администрация!
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ