Тяговые электрические машины

Электродвигатель постоянного тока 4 ПНЖ 200 МА

«Электродвигатель постоянного тока 4 ПНЖ 200 МА
29-04-2016 2 134 0

Электродвигатель 4 ПНЖ 200 МА — электрическая машина, используемая в качестве электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения,

Электродвигатель 4 ПНЖ 200 МА — электрическая машина, используемая в качестве электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, предназначен для привода вентилятора охлаждения тормозных сопротивлений на тепловозе. Исполнение электродвигателя горизонтальное, защищенное с самовентиляцией.



Направление вращения правое или левое, если смотреть со стороны привода. Присоединение питающих проводов к электродвигателю должно производиться в соответствии с маркировкой выводных болтов и схемой электрических соединений.



Режим работы электродвигателя повторно-кратковременный с продолжительностью включения ПВ = 60 % (ГОСТ 183-74). Основные параметры электродвигателя 4 ПНЖ 200 МА приведены в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3

Основные параметры электродвигателя 4 ПНЖ 200 МА

Наименование параметра Значение
Номинальная мощность, кВт 60
Номинальное напряжение, В 340
Номинальный ток, А 197
Номинальная частота вращения, об/мин 3000
Максимальная частота вращения, об/мин 3500
КПД, % 89,4
Масса, кг 350
Электродвигатель состоит из следующих основных частей (рис. 2.8): магнитной системы, состоящей из станины 1, главных 2 и добавочных 3 полюсов; якоря, имеющего сердечник 4 и обмотку 5; коллектора 6, подшипниковых щитов 7 и 8 с подшипниками качения 9и 10, траверсы 11 с щеткодержателями 12.



Магнитная система включает в себя станину и расположенные на ней главные и добавочные полюсы.



Основной магнитный поток поступает от главных полюсов 2 через зазор в якорь, разветвляется в сердечнике якоря 4, подходит к соседним полюсам и замыкается через магнитопровод станины. Станина 1 электродвигателя, являющаяся одновременно магнитопроводом, выполнена сварной из углеродистой стали.



Главный полюс состоит из сердечника и катушек последовательного возбуждения. Полюсы крепятся к станине болтами. Сердечник полюса нашихтован из штампованных листов электротехнической стали, стянутых заклепками.



Катушка последовательного возбуждения намотана из медной ленты сечением 1,56 х 25 мм на узкое ребро.



Добавочные полюсы 3 предназначены для устранения искрения при коммутации. Устанавливают их между главными полюсами и крепят к станине болтами. Добавочный полюс состоит из сердечника и катушки. Сердечник добавочного полюса цельный и изготовлен из углеродистой стали СтЗ.



Катушка добавочного полюса намотана из провода ПСДКТ-Л сечением 4,5 х 7,1 мм на узкое ребро. Катушки добавочных полюсов соединяются последовательно между собой и с обмоткой якоря и питаются током якоря.



В станину 1 электродвигателя установлены два подшипниковых щита 7 и 8 с подшипниками качения 9 и 10, в которых вращается якорь.

 

Продольный разрез электродвигателя 4 ПНЖ 200 МА Рис. 2.8. Продольный разрез электродвигателя 4 ПНЖ 200 МА

1 — станина; 2 — главный полюс; 3—добавочный полюс; 4 — сердечник якоря; 5 — обмотка якоря; 6—коллектор; 7, 8— подшипниковый щит; 9,10—подшипник; 11—траверса; 12—щеткодержатель; 13—вентилятор; 14 — вал; 15— смазочная трубка с масленкой.



Якорь электродвигателя состоит из вала 14, сердечника 4, обмотки 5, коллектора и вентилятора 13. Вал якоря стальной, на его свободном конце имеется конусность 1:10. Сердечник якоря 4 шихтованный из электротехнической стали толщиной 0,5 мм, спрессован на валу кольцом из стального проката.



Обмотка якоря 5 волновая, уложена в прямоугольные пазы сердечника и закреплена в них изоляционными клиньями; лобовые части обмотки закреплены бандажами из стеклобандажной ленты класса нагревостойкости F.



Коллектор б предназначен для преобразования тока. Коллектор изготовлен из чередующихся бронзовых профилей и изоляционных прокладок из слюдопласта.



Цвет коллектора должен быть темно-красного или фиолетовокрасного оттенка, однако, этот цвет не следует смешивать с цветом побежалости, который может появиться вследствие перегрева коллектора. Наличие на поверхности коллектора тонкой ровной пленки на беговой дорожке щеток свидетельствует о его хорошем состоянии и об удовлетворительной коммутации машины, поэтому шлифовка коллектора без необходимости не производится.



При наличии задиров на коллекторе необходимо его проточить и отшлифовать. Запрещается очищать коллектор напильником или прижатием стеклянной шкурки вручную, так как это может привести к нарушению правильной формы коллектора.



Допустимое радиальное биение коллектора в собранном электродвигателе в горячем состоянии — 0,04 мм; разница биений коллектора в горючем и холодном состояниях — не более 0,02 мм. Допустимый износ коллектора 3,5 мм (до диаметра 153 мм). Глубина межкабельной продорожки коллекторного миканита от 0,5 до 1,7 мм.



Траверса состоит из остова с бракетами, на которых установленны щеткодержатели 12. Не допускаются к эксплуатации электродвигатели со щетками, имеющими предельный или близкий к нему износ, так как при этом происходит задир коллектора токоведущими проводами щеток в месте их заделки.



Щетки должны перемещаться в своих гнездах свободно, но необходимо обеспечить минимальный зазор между щеткой и стенкой щеткодержателя. Рабочая поверхность щеток должна быть полированной и гладкой. Щетки, имеющие сколы (более 10...15 % рабочей поверхности), трещины, повреждения арматуры и жгутиков, заменить новыми с обязательной притиркой по коллектору.



С целью предупреждения ускоренного износа щеток не допускается эксплуатация электродвигателя с нарушением чистоты поверхности коллектора или с повышенным нажатием на щетку. Запрещается установка щеток марки, не соответствующей указанной в паспорте электродвигателя.



Минимальная высота изношенной щетки 17 мм. Допустимый зазор между щеткой и обоймой щеткодержателя по толщине щетки — не более 0,5 мм; по ширине — не более 0,8 мм.



Подшипниковые щиты определяют положение оси якоря электродвигателя. Со стороны коллектора установлен шарикоподшипник 70-311 9, со стороны свободного конца вала — подшипник 30-32311 10.



Сборка подшипникового щита со станиной осуществляется по принципу центрирующего посадочного замка, а именно с помощью посадки центрирующего выступа внешнего кольца щита на посадочную поверхность станины. Соединение фиксируется болтами. Смазка подшипников ЖРО или ЖРО-М; количество вновь закладываемой смазки 0,18 кг. Для пополнения подшипниковых узлов смазкой установлены масленки 75.



Вентиляция осуществляется со стороны, противоположной коллектору, где установлен центробежный вентилятор 13, служащий для обеспечения самовентиляции двигателя. Вентилятор выполнен литым из алюминиевого сплава. Вход и выход воздуха осуществляется через окна в корпусе, на которых установлены защитные крышки.

 

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ