Устройства на ЖДТ • Тяговые электрические машины

Синхронный возбудитель ВСТ 26-3300

На тепловозах для питания через выпрямительный мост обмоток независимого возбуждения синхронных тяговых генераторов используется синхронный генератор однофазного напряжения (возбудитель). Он может служить также источником напряжения для питания цепей освещения вагонов
07.05.16
Комментариев 0
Обсудить
Просмотров
3 558

Оцените изложенный материал


На тепловозах для питания через выпрямительный мост обмоток независимого возбуждения синхронных тяговых генераторов используется синхронный генератор однофазного напряжения (возбудитель). Он может служить также источником напряжения для питания цепей освещения вагонов дизель-поезда. Возбудитель ВСТ 26-3300 представляет собой электрическую машину переменного тока независимого возбуждения, защищенного исполнения, самовентилируемую, с одним свободным концом вала.

Конструктивно возбудитель ВСТ 26-3300 выполнен с явно выраженными полюсами на статоре (так называемого обращенного исполнения) и обмоткой якоря на вращающемся роторе.

Возбудитель (рис. 2.9) состоит из магнитной системы, якоря, подшипниковых щитов и траверсы.

Станина 23 возбудителя имеет цилиндрическую форму, является одновременно магнитопроводом и основой для сборки всех узлов; изготавливается станина из листового проката путем гибки и сварки и имеет в нижней части лапы для крепления на тепловозе. На наружной поверхности станины расположена коробка выводов со штуцерным вводом, представляющим собой панель из изоляционного материала с расположенными на ней контактными болтами, к которым подсоединяются выводы обмоток (два от траверсы, два от обмотки независимого возбуждения) и монтажные провода электрической схемы тепловоза.

Торцы корпуса имеют расточку для посадки подшипниковых щитов 7 и 17. На наружной стороне корпуса находится коробка зажимов в виде панели из изоляционного материала с расположенными в ней контактными болтами для подсоединения выводов обмоток и монтажных проводов электрической схемы.

Рис. 2.9

1, 21 — внутреннее уплотнительное кольцо; 2 — крышка; 3 — шарикоподшипник; 4, 18 — наружная крышка подшипника; 5 — внутренняя крышка подшипника; 6 — траверса; 7, 17 — подшипниковый щит; 8 — контактное кольцо; 9 — втулка; 10 — обмотка якоря; 11 — станина; 12 —обмоткодержатель; 13 — сердечник полюса; 14 — стержень демпферной обмотки; 15 — обмотка возбуждения; 16 — ступица; 19 — наружное уплотнительное кольцо; 20 — вал; 22 — сердечник якоря; 23 — станина; 24 — съемная сетка; 25 — вентилятор.

Обмотка возбуждения 15 расположена на сердечниках полюсов 3, а якорная обмотка 10, уложенная в пазы сердечника якоря 22, на вращающемся валу 20.

Каждый возбудитель имеет восемь полюсов, каждый из которых состоит из сердечника 13, двух обмоток независимого возбуждения 15 и демпферной обмотки 14, встроенной в башмак сердечника в виде стержней, соединенных в лобовых частях шиной. Сердечник полюса набран из штампованных листов электротехнической стали, зажатых крайними, более толстыми листами из конструкционной стали (щеками). Листы сердечника вместе со щеками спрессованы и стянуты стальными заклепками. Крепление полюса к корпусу возбудителя осуществляется при помощи болтов, вворачиваемых в резьбовые отверстия в теле сердечника.

Катушка обмотки независимого возбуждения изготовлена из прямоугольного обмоточного медного провода и совместно с сердечником полюса представляет собой неразъемный моноблок на основе изоляции типа «Монолит-2». Стержни демпферной обмотки выполнены из меди и соединяются между собой с помощью медной накладки, к которой привариваются твердым серебросодержащим припоем.

Каждый полюс имеет два вывода катушки возбуждения и четыре вывода демпферной обмотки. Соединение между катушками обмотки возбуждения осуществляется проводами, которые крепятся к выводам катушек при помощи винтов. Выводы демпферных обмоток полюсов соединяются с помощью болтов, образуя два демпферных кольца.

Каждый полюс крепится к станине двумя болтами, проходящими через отверстия в сердечнике станины. Катушки обмотки возбуждения соединены последовательно между собой, а их концы выведены в коробку выводов (рис. 2.10).


Со стороны контактных колец в станине имеются люки 24 для осмотра контактных колец 8, щеток, щеткодержателей и внутренней части подвозбудителя.

Якорь возбудителя (рис. 2.11) возбудителя состоит из следующих составных частей: вала 6, сердечника 2, обмоткодержателей 9, контактных колец 1, ступицы 8 для крепления вентилятора и обмотки 3, состоящей из отдельных катушек. Вал предназначен для восприятия крутящего момента от приводного механизма и закрепления на нем всех частей якоря. Вал изготовлен из высококачественной легированной стали со специальной термообработкой, имеет один свободный конец для посадки приводной иолумуфты. Сердечник якоря набран из штампованных листов электротехнической стали, покрытых с обеих сторон тонким слоем электроизоляционного лака и напрессованных непосредственно на вал. От проворота на валу сердечник закреплен при помощи шпонки.

Рис. 2.11. Якорь возбудителя ВСТ 26-3300:

1 — контактное кольцо; 2 — сердечник якоря; 3 — обмотка якоря; 4, 5 — уплотнительное внутреннее кольцо; 6 — вал; 7 — бандаж; 8 — ступица; 9 — обмоткодержатель, 10 — втулка

По внешнему диаметру листов имеются пазы для укладки обмотки якоря, а в средней части листов — один ряд вентиляционных отверстий. Листы сердечника в опрессованном состоянии закреплены на валу якоря нажимными шайбами, которые одновременно служат обмоткодержателями.

Втулка 10 и обмоткодержатель 9 выполнены литыми из латуни, предназначены для удержания листов сердечника в спрессованном состоянии и одновременно служат для укладки на них лобовых частей обмотки якоря. Изолировка наружной поверхности обмоткодержателей производится стеклотканью, пропитанной в эпоксидном компаунде и до посадки на вал спрессованной совместно с обмоткодержателями и запеченной в пресс-форме. Втулка со стороны контактных колец имеет пазы для размещения гильз, в которые впаивается обмотка якоря.

Контактные кольца 1 для съема вырабатываемого переменного напряжения изготавливаются из нержавеющей немагнитной стали. На рабочей поверхности колец выполнена прямоугольная винтовая канавка для устранения воздушной подушки под щетками с целью исключения искрения. Кольца напрессованы на стальную втулку, изолированную стеклотканью с одновременной пропиткой лаком КО-916К. Втулка с контактными кольцами напрессована на вал со шпонкой.

Обмотка якоря 3 — двухзаходная волновая, выполнена из двухвитковых катушек, изготовленных из прямоугольного медного обмоточного провода. Витки катушек расположены в пазу плашмя. Для изоляции катушек использована стеклослюдинитовая и стеклянная ленты. В пазы сердечника якоря устанавливаются прокладки также из стеклослюдинитовой и стеклянной лент. Пазы якоря перед укладкой обмотки выстилаются по периметру изолирующими прокладками из пленкостеклоткани. Изоляция обмотки якоря выполнена из термореактивного материала «Монолит-2», пропитана в эпоксидном компаунде вакуумнашетательным способом.

Обмотка якоря от центробежных усилий удерживается бандажами 7 из стеклобандажной ленты в лобовых частях и средней части сердечника. Якорь с обмоткой пропитан в термореактивном лаке вакуумнагнетательным способом. Готовый якорь покрыт эпоксидной эмалью горячей сушки и динамически отбалансирован.

Подшипниковые щиты 7, отлиты из стали и крепятся к торцам станины с помощью болтов (см. рис. 2.9). В гнезда щитов вставлены шарикоподшипники 3, служащие для опоры и свободного вращения якоря. Наружные обоймы подшипников удерживаются от смещения буртами наружных и внутренних крышек 4 и 5, а внутренние напрессованы на вал. В подшипниках применена смазка ЖРО или ЖРО-М с высокой стабильностью смазывающих свойств при длительной работе подшипника. Смазка от вытекания из полости подшипника наружу или во внутрь возбудителя предохраняется лабиринтовыми уплотнениями, добавляется через масленки.

Подшипниковые щиты предназначены для опоры и центровки якоря относительно магнитной системы через вмонтированные в них подшипники качения. Щиты центрируют в станине замками и закрепляют в ней болтами. Якорные подшипники и их смазочные камеры закрываются с обеих сторон крышками 4 и 18. Кольцевые углубления в крышках с насаженными на вал уплотнительными кольцами /и 21 образуют лабиринтные уплотнения, предотвращающие проникновение смазки в якорные подшипники и вытекание ее из подшипников наружу.

Рис. 2.12. Траверса возбудителя ВСТ 26-330
1 — кабель; 2 — корпус; 3 — шина; 4 — щеткодержатель; 5 — щетка

Для добавления смазки в подшипники имеются шариковые масленки, закрепленные в смазочных трубках, расположенных на наружной поверхности подшипниковых щитов. Траверса переднего подшипникового щита (рис. 2.12) является изоляционной и служит для крепления шести щеткодержателей 4, в которых помещаются щетки 5. Однообоймные щеткодержатели имеют пружину часового типа, которая обеспечивает постоянное нажатие на щетки без дополнительной подрегулировки в процессе эксплуатации. В каждый щеткодержатель установлена щетка марки ЭГ-4 размером 25 х 32 х 64 мм с резиновым амортизатором. Нажатие на щетку в пределах 17... 18 Н создается пружиной.

Щеткодержатели (по три на каждое контактное кольцо) с помощью уголков из специального сплава закреплены на корпусе 2, выполненном из изоляционного материала, и соединены между собой сборными шинами 3. Техническое обслуживание щеткодержателей и щеток осуществляется через смотровой люк, который закрывается быстросъемной крышкой с пружинным замком.

На возбудителе применены неразрезные щетки. Для уменьшения вибрации и ударов щетки снабжены резиновыми амортизаторами.

Вентиляция возбудителя представляет собой систему, в которую входит вентилятор 25, вентиляционные каналы в якоре и магнитной системе (межполюсные пространства и зазоры между полюсами и якорем), а также люки в корпусе, защищенные крышками с вентиляционными отверстиями в нижней части остова. Охлаждающий воздух снаружи забирается через отверстия в крышке люков со стороны

контактных колец, проходит параллельными потоками между полюсами 13 магнитной системы, в зазоре между полюсами и поверхностью якоря, через вентиляционные каналы сердечника якоря и выбрасывается наружу через сетку 24 с отверстиями со стороны привода. Ступица 16, на которой закреплен вентилятор, удерживается на валу от проворота при помощи шпонки. Соединение возбудителя с валом приводного механизма осуществляется при помощи эластичной муфты.

К электрической схеме тепловоза возбудитель подключается монтажными проводами, наконечники которых соединены со специальными зажимами, расположенными в коробке выводов. После подключения возбудителя коробка выводов закрывается крышкой.

Обсудить
Просмотров
3 558
Подпишись на нашу рассылку лучших статей о технике
Подписалось
11
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Войти через: