Восстановительные работы

Тросы и вспомогательные механизмы

«Тросы и вспомогательные механизмы
4-08-2017 399 0

Кроме основных технических средств, в восстановительных поездах имеется большое количество различных вспомогательных механизмов, оборудования,

Кроме основных технических средств, в восстановительных поездах имеется большое количество различных вспомогательных механизмов, оборудования, приспособлений, приборов, инструмента, используемых как для ускорения и облегчения восстановительных работ, так и для повышения их эффективности. Рационализаторы и изобретатели железных дорог собственными силами создают средства малой механизации и большое количество специальных приспособлений. Способы и приемы их применения при подъемке, растаскивании и уборке подвижного состава отрабатываются на практических занятиях, полигонных учениях и в процессе ведения восстановительных работ, причем в каждом восстановительном поезде разработка вспомогательных технических средств осуществляется индивидуально.

Тросы являются основной технологической оснасткой грузо-подъемных и тяговых средств. Для подъема и перемещения груза кранами восстановительных поездов в основном применяются съемные захватные элементы, изготовленные из стальных канатов. Стальные канаты также используются в качестве стреловых, грузовых, тяговых. При этом они должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата завода — изготовителя каната. Канаты, не имеющие указанного свидетельства, должны быть подвергнуты испытанию. Канаты, не имеющие свидетельств об их испытании, к использованию не допускаются.

Стальные канаты различаются в зависимости от диаметра, толщины отдельных проволок, а также от характера их расположения и способа свивки. Для изготовления канатов используется стальная проволока марки В (высшая), I и II. В качестве грузовых используются канаты из стали с пределом прочности не менее 160 кг/мм2.

Типы канатов и их характеристики устанавливаются Государственным стандартом. Наиболее часто для грузоподъемных устройств, в том числе кранов, употребляются канаты двойной свивки, в которых проволоки сначала свиваются в пучок, называемый прядью, а несколько прядей, свиваясь между собой, образуют канат. В середине каната помещен сердечник из органического вещества, чаще из пеньки, обильно пропитанной антикоррозионной противогнилостной смазкой. Наличие в канате органического мягкого сердечника придает ему большую гибкость и обеспечивает смазку отдельных проволок вследствие выжимания смазки из пропитанной массы сердечника.

Канаты (тросы) по роду свивки проволок в прядях бывают следующих марок: ТК, ЛК, ТЛК.

ТК — канат с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей.

ЛК — канат с линейным касанием проволок в пряди. Имеется несколько его разновидностей: ЛК-0 — из проволоки одинакового диаметра в отдельных слоях пряди; ЛК-Р — из проволоки двух разных диаметров в верхнем слое пряди; ЛК-РО — из проволоки разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди; ЛК-3 — между двумя слоями проволок размещены заполняющие проволоки меньшего диаметра.

ТЛК — канат с Точечным и линейным касанием проволок в пряди.

По виду свивки канаты бывают обыкновенные, нераскручивающиеся, некрутящиеся. В обыкновенных (раскручивающихся) канатные пряди и проволоки не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок. Нераскручивающиеся канаты не раскручиваются на отдельные пряди, а пряди — на проволоки после снятия перевязок. Некрутящиеся — многопрядные канаты с противоположным направлением свивки прядей по слоям.

По направлению свивки прядей различаются канаты правого, левого направления, а по направлению свивки проволок в прядях — крестовой, односторонней и комбинированной свивок. Если направление свивки проволок в отдельной пряди совпадает с направлением свивки прядей между собой, то такой канат называют канатом односторонней, или параллельной, свивки (правой или левой в зависимости от направления). Если свивка прядей осуществлена в направлении, обратном свивке проволок в пряди, то это канат крестовой свивки. Канатами комбинированной свивки считаются такие, в которых часть прядей (обычно через одну) имеет направление свивки проволок, совпадающее с направлением свивки прядей, а часть ирядей свита в противоположном направлении.

Обычно в восстановительных поездах на грузоподъемных кранах в качестве грузовых канатов применяются преимущественно канаты односторонней и крестовой свивки с одинаковым диаметром всех проволок в канате. Канаты односторонней свивки имеют более гладкую поверхность, гибки, в сечении близки к кругу, но обладают способностью раскручиваться и легче сминаются, огибая гладкие барабаны и блоки. Канаты крестовой свивки почти не раскручиваются, менее склонны к образованию петель, но более жестки и быстрее изнашиваются вследствие того, что при работе происходит интенсивное трение отдельных проволок между собой. Наиболее часто в восстановительных поездах используются многопрядные канаты с органическим сердечником.

При расчете нагрузки на строповые канаты для подъема грузов нужно учитывать коэффициент запаса прочности (от 6 до 10 в зависимости от характера груза) и угол наклона ветвей от вертикали.

Конструкция многоветвевых стропов должна быть такова, чтобы было обеспечено равномерное натяжение всех ветвей. Этого можно достичь, используя бесконечный строп или обычный, но большей длины, зацепляя его за двурогий крюк определенным способом.

Для строповки различных грузов, а также подвески ходовых частей изготавливаются различные по виду, длине и грузоподъемности стропы и тросовые приспособления. Изготовление стропов заключается в заплетке петель, сращивании концов или установке зажимов.

Число проколов каната прядями при заплетке зависит от диаметра заплетаемого каната: при диаметре до 15 мм — 4 прокола каждой прядью; от 15 до 28 мм — 5 проколов и от 29 до 60 мм — 6 проколов. Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Число зажимов при установке должно быть не менее трех. При этом шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть равны не менее шести диаметрам каната

Данные о вновь изготовленных стропах и приспособлениях, записываются в Журнал испытаний, периодических осмотров и устранения неисправностей вспомогательных грузозахватных приспособлений и тары, который ведется в каждом восстановительном поезде. В этом Журнале должны быть указаны: наименование грузозахватного приспособления, дата изготовления, грузоподъемность, номер нормали (технологической карты, чертежа), номер Государственного стандарта или номер сертификата на примененный материал, результаты проверки и результаты испытания съемного грузозахватного приспособления.

Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера стропа или приспособления, его грузоподъемности, даты испытания, длины.

Заплетку строповых канатов выполняют работники поезда под руководством аттестованных стропальщиков. Качество заплетки контролируется заместителем начальника или начальником восстановительного поезда. Для изготовления стропов необходимо иметь следующий инструмент: свайки стальные для образования зазора между прядями и раздвижки их при вплетении, слесарный молоток, зубило, кувалду, кузнечное зубило, наковальню, тиски слесарные, тиски трубного типа, а также станок для заплетки тросов. Приготавливают ведро с керосином и водой, проволоку для накладки марок.
Способ аварийной заплетки тросовИногда требуется быстро заплести оборванный тяговый трос. Для этого используется способ аварийной заплетки троса, который заключается в том, что оборванный коней троса расплетается на две ветви, которые затем накладывают друг на друга, и получается петля (а). Так, 6-прядный канат расплетают на две ветви по три пряди в каждой на длину необходимой петли. Затем следует поочередно пропустить ветви 1 и 2 таким образом, чтобы канатные пряди ветви 1 складывались по свивке с канатными прядями ветви 2 (б). Оставшиеся незаплетенными концы ветви 1 и 2 перевязывают сердечником каната или любой имеющейся под рукой проволокой (в).

Полиспасты
особое значение имеют при выполнении такелажных работ. Они состоят из блоков, соединенных между собой канатом. Один блок полиспаста является неподвижным, второй блок, прикрепленный к перемещаемому грузу,— подвижный. Канат последовательно огибает все ролики блоков, затем один конец его прикрепляется наглухо к неподвижному или подвижному блоку. Свободный конец соединяется с лебедкой или другой тяговой силой. Необходимо помнить, что если число ветвей полиспаста, на которое распределяется масса груза, четное, то конец каната следует закрепить на неподвижном блоке; если же число ветвей полиспаста нечетное, то конец каната закрепляют на подвижном блоке. Пользуясь этим правилом, можно по заданному числу ветвей и грузоподъемности полиспаста выбрать блоки с нужным числом роликов и закрепить конец каната на том или ином блоке.

При работах по ликвидации последствии сходов подвижного состава с рельсов наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от двух до шести, с тяговым канатом, сбегающим с неподвижного блока.

Подвижный блок полиспаста имеет устройство для прицепки к нему груза, а неподвижный для прицепки его к якорю. Чем больше роликов в полиспасте, тем больше ветвей каната поддерживает груз и, следовательно, тем меньшая нагрузка приходится на каждую ветвь каната и на тяговую лебедку. Число ветвей полиспаста, на которые распределяется масса перемещаемого груза, называется кратностью полиспаста. Его грузоподъемность находится в прямой зависимости от числа рабочих ветвей. При пользовании полиспастом грузоподъемность растет пропорционально уменьшению скорости. При этом в силе выигрывают во столько раз, во сколько проигрывают в скорости.
Варианты использования полипастовЕсли груз Q подвесить на одной ветви каната, то в последней возникает растягивающее усилие, равное Q. Если тот же груз подвесить на двух ветвях каната, то усилие в каждой из них будет равно Q/2. Представим, что тот же самый груз с помощью блоков подвесили на четырех ветвях, при этом первую ветвь прикрепили к неподвижному блоку полиспаста, а четвертую — к тяговой лебедке. В этом случае усилие в каждой ветки будет равно Q/4. Если допустить, что при этом в роликах блоков не возникает трения, тогда нагрузки во всех ветвях полиспаста будут одинаковыми, т. е. Q/m, где т — число рабочих ветвей. Таким образом, получим выигрыш в 4 раза, но груз будет перемещаться в 4 раза медленнее. Следовательно, выигрыш в силе при перемещении груза приводит к потере скорости и, следовательно, времени.

Так как при перемещении груза между роликами блоков и осью возникает трение, нагрузка на ветви полиспаста будет разной. Наименьшая будет в неподвижной ветви полиспаста, то есть в ветви, прикрепленной к неподвижному блоку, так как она не огибает ни одного ролика. Наибольшая нагрузка будет на ветвь полиспаста, идущую на тяговое устройство.

Эффективность работ, связанных с использованием полиспаста, зависит от умения правильно заправить (запасовать) трос в блоки. Применяют два способа запасовки каната в ролики блоков полиспаста.

Первый способ заключается в том, что один неподвижный блок подвешивается, а внизу против него укладывают подвижный блок. Затем через ручьи всех роликов неподвижного и подвижного блоков вручную пропускают вспомогательный канат диаметром на 5—6 мм меньше, чем основной. После этого к одному из концов вспомогательного каната прикрепляют конец рабочего каната; второй конец тонкого (вспомогательного) каната укрепляют на барабан электролебедки. Лебедку включают, и вспомогательный канат, наматываясь на барабан, протягивает рабочий канат через ролики блоков полиспаста. Неподвижный конец рабочего каната прикрепляют к одному из блоков полиспаста.

Второй способ состоит в том, что запасовка каната производится при лежащих подвижном и неподвижном блоках. Для облегчения работы оба блока временно укрепляют на площадке. Это позволяет держать канат при запасовке в натянутом состоянии, что намного сокращает время выполнения этой операции. Блоки укладывают плашмя на расстоянии 3—5 м один от другого. Протягивают канат через ручьи роликов так же, как и при первом способе запасовки. После протягивания каната через последний ролик его конец закрепляют зажимами.

При производстве работ с использованием полиспастов недопустимо развернутое расположение блоков один относительно другого, так как это может привести к соскакиванию каната с роликов, что чревато непредвиденными последствиями.

В настоящее время ведется работа по подготовке альбома, в котором будут представлены приспособления, разработанные силами восстановительных поездов и используемые при подъемке, уборке, растаскивании подвижного состава и грузов. Разнообразен диапазон их применения в зависимости от типа подвижного состава, характера и условий проведения восстановительных работ, от состояния пути и т. п.

Вагон-подъемник, изготовленный рационализаторами восстановительных поездов ряда железных дорог, применяется для освобождения железнодорожного пути, особенно в труднодоступных местах, от подвижного состава, сошедшего с рельсов одной колесной парой или одной тележкой в результате ее разрушения, а также при сходе подвижного состава с рельсов на стрелочных переводах, замедлителях сортировочных горок, в тоннелях, на мостах и особенно на электрифицированных участках пути. Принцип действия вагона-подъемника показан на рисунке ниже.
Схема вагона подъемника1 - домкрат ТЭД-40; 2 - консоль домкрата; 3 - соединительная балка; 4 - опорное гнездо вагона подъемника; 5 - опора; 6 - соединительные (направляющие) тяги; 7 - разгрузочная тележка.

По торцам крытого вагона или платформы устанавливают электрические домкраты ТЭД-40 грузоподъемностью 40 тонн или стрелы от трубоукладчиков с лебедкой, электростанцию АСДА-50Р. Для обеспечения устойчивости и разгрузки тележек вагона-подъемника при транспортировке груженого неисправного подвижного состава применяется дополнительная разгрузочная тележка. Передача усилия на разгрузочную тележку осуществляется через опоры.

Разгрузочная тележка соединяется с основной вагонной тележкой вагона-подъемника с помощью направляющих тяг; она ставится на рельсы с помощью крана-укосины.

Для подъемки сошедшего с рельсов подвижного состава служит соединительная балка, изготовленная из хвостовика автосцепки и усиленная накладками из листовой стали.

При использовании для вагона-подъемника платформы на ней устанавливают две запасные тележки вагонного типа. В этом случае кран-укосина на должен быть грузоподъемностью 5 т. С помощью крана-укосины снимают запасную тележку и вытаскивают из-под вагона разрушенную. Платформу с обеих сторон оборудуют опорами.

По прибытии к месту работ и после выгрузки разгрузочной тележки, соединительной балки, строповочного каната снимают автосцепки аварийного подвижного состава и вагона-подъемника. Взамен автосцепки аварийного подвижного состава в гнездо ставят соединительную балку, которую закрепляют клином. Одновременно производят подвеску неисправной ходовой тележки к кузову вагона. К выдвижной консоли домкрата стропуют соединительную балку, установленную на аварийном вагоне. Поднятый конец аварийного вагона соединительной балкой устанавливают в опорное гнездо вагона-подъемника, и в этом положении аварийный подвижной состав выводят с перегона.

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ