Статьи

Работа контактной сети при гололеде

Работающая на открытом воздухе контактная сеть подвергается воздействию ветра, гололеда, грозовых перенапряжений. Ветер может сильно отклонить контактный провод, что зачастую привод к сходу его с полоза токоприемников. В результате срываются струны, ломается
30.12.14
Комментариев 0
Обсудить
Просмотров
7 897

Оцените изложенный материал


Контактная сеть зимой

Работающая на открытом воздухе контактная сеть подвергается воздействию ветра, гололеда, грозовых перенапряжений. Ветер может сильно отклонить контактный провод, что зачастую привод к сходу его с полоза токоприемников. В результате срываются струны, ломается токоприемник, а иногда обрывается контактный провод. Кроме того, при ветре значительно повышается нажатие токоприемника на контактный провод. Чаще это происходит в местах, не защищенных от воздействия ветра: на высоких насыпях, в степных районах, при пересечении рек и оврагов.


Для устойчивой работы контактной сети в таких условиях разрабатывают специальные организационно-технические мероприятия на основе метеорологических наблюдений с учетом рельефа и особенностей местности. При этом учитывают опыт эксплуатации предшествующих лет.


Чтобы контактная сеть обеспечивала бесперебойное движение поездов в этих сложных условиях, необходимо выявлять ветровые участки, соблюдать требуемые натяжение проводов. Кроме того, надо выдерживать проектные расстояния от контактного провода до расположенных над ним устройств, размеры зигзагов у опор и выносов проводов в пролете, а также выполнять меры повышения ветроустойчивости контактной сети.


Наиболее опасно для контактной сети образование гололеда на ее проводах и устройствах. Гололед откладывается одновременно на большом протяжении, что осложняет его ликвидацию. Для борьбы с этим явлением принимают профилактический подогрев, электрическую плавку, механические и химические средства. При профилактическом подогреве для предотвращения образования гололеда необходима плотность тока 2,5-3,5 А/мм2, а для оплавления уже образовавшегося гололеда – 6,5-8 А/мм2.


На линиях переменного тока применяют схему электрической плавки гололеда без прекращения движения поездов. Для этого на одной из подстанций питающие линии включают контактную сеть каждого пути от разных фаз А и Б. На соседней подстанции контактную сеть обоих путей соединяют между собой. В результате от одной фазы к другой ток проходит независимо от движения электропоездов. Электроснабжение Э.П.С. осуществляется, как и обычно, с использованием фазы С. Для плавки по одному пути собирают схему через подстанцию с включением встречно разных фаз (рис. 1).




На линиях постоянного тока для плавки гололеда используют схему при которой ток проходит от плюсовой шины к минусовой (рис. 2). Недостаток этой схемы в том, что она требует прекращение движения поездов.




Более прогрессивная схема профилактического подогрева контактной сети постоянного тока без прекращения движения поездов с использованием прогревочного агрегата (рис. 3). Для этого плюсовой вывод прогревочного агрегата подключают к подвеске I пути, а минусовый – к подвеске II пути. Для электроснабжения э.п.с. используют рабочий агрегат, подключенный только к подвеске одного пути. Ток прогрева складывается из двух – рабочего и прогревочного.




Механически гололед с контактный проводов удаляют несколькими способами. Наиболее эффективен метод с помощью гололедоочистительной установки МОГ-1, смонтированной на изолированной вышке автоматрисы или дрезины. Установка МОГ-1 состоит из барабана, закрепленного на наклонной раме, и приводится в работу бензоэлектрическим агрегатом АБ-4Т/230. Барабан имеет круглые стальные прутки, которые при его вращении удаляют по рабочей части контактного провода и обивают гололед. В пределах рабочей высоты обеспечивается нажатие 100-150 Н.


Гололед счищают при скорости движения 20 -60 км/ч в зависимости от толщины и плотности гололеда. Раму располагают наклонно в сторону, противоположную движению, чтобы предотвратить недопустимое поджатие провода.


В районах с особо интенсивным гололедом толщиной более 15 мм применяют двухбарабанную установку МОГ-2. Совмещение двух барабанов на одной раме повышает эффективность очистки. 

Установки МОГ-1 (рис. 4), МОГ-6, МОГ-7 (рис. 5) имеют двухбарабанную конструкцию. Они выполнены на телескопическом подъемнике с изолирующим валом и монтируются на автомотрисе или прицепной платформе. В транспортном положении барабаны находятся на высоте 4,66 метра от уровня головки рельса, а при работе в пределах рабочей высоты контактного провода – 5,55 – 6,8 метра, обеспечивают нажатие 70-200 Н.
Гололед небольшой толщины (2 – 3 мм) можно счищать токоприемники с вибрационной установкой при движении со скоростью до 40 км/ч. Это устройство монтируют вместо полоза на переднем по ходу токоприемнике электровоза (рис. 6). Вибрационный полоз состоит из двух уголков, выгнутых по форме нормального полоза. Под действие сжатого воздуха уголки вибрируют и сбивают гололед с рабочей поверхности контактной сети.
В качестве противогололедной смазки для токоприемников э.п.с. и разъединителей
контактной сети используют смазку ЦНИИ-КЗ.
Разъединители покрывают ею перед наступлением гололедного сезона, то есть 2 раза в гол: в конце осени и перед окончанием зимы. Срок работы этой смазки в зависимости от сопутствующих метеорогических условий составляет 30-45 суток.


Опыт эксплуатации электрифицированных участков, расположенных в гололедных районах, показывает целесообразность совместного применения электрических и механических способов борьбы с гололедом. Благодаря совместному использованию плавки гололеда и установок по механической очистке сокращается время, необходимое для его удаления. В начале плавки поднимается температура контактного провода выше 0 oС и расплавляются прилегающие к проводу слои гололеда. Лед не имеет сцепления с контактным проводом и легко удаляется виброустановками.


Хороший эффект достигается также при совместном применении химических и механических средств борьбы с гололедом. Поверхностная пленка противогололедной смазки значительно снижает силу сцепления льда с проводом, что облегчает условия очистки. Для предотвращения гололеда эффективны также лесопосадки вдоль железнодорожного полотна. Они не только снижают силу воздействия ветра на цепную подвеску, но и уменьшают отложения.


Для восстановления контактной сети, воздушных и кабельных линий применяют аварийно-восстановительные средства. В районах контактной сети и в районах электроснабжения используют автоматрисы или дрезины с подъемными рабочими площадками, четырехосные платформы, автолетучки и изолирующие съемные вышки.


Обсудить
Просмотров
7 897
Подпишись на нашу рассылку лучших статей о технике
Подписалось
15
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Войти через: