Статьи

Работа контактной сети при гололеде

«Работа контактной сети при гололеде
30-12-2014 6 369 0

Работающая на открытом воздухе контактная сеть подвергается воздействию ветра, гололеда, грозовых перенапряжений. Ветер может сильно отклонить

Контактная сеть зимой

Работающая на открытом воздухе контактная сеть подвергается воздействию ветра, гололеда, грозовых перенапряжений. Ветер может сильно отклонить контактный провод, что зачастую привод к сходу его с полоза токоприемников. В результате срываются струны, ломается токоприемник, а иногда обрывается контактный провод. Кроме того, при ветре значительно повышается нажатие токоприемника на контактный провод. Чаще это происходит в местах, не защищенных от воздействия ветра: на высоких насыпях, в степных районах, при пересечении рек и оврагов.


Для устойчивой работы контактной сети в таких условиях разрабатывают специальные организационно-технические мероприятия на основе метеорологических наблюдений с учетом рельефа и особенностей местности. При этом учитывают опыт эксплуатации предшествующих лет.


Чтобы контактная сеть обеспечивала бесперебойное движение поездов в этих сложных условиях, необходимо выявлять ветровые участки, соблюдать требуемые натяжение проводов. Кроме того, надо выдерживать проектные расстояния от контактного провода до расположенных над ним устройств, размеры зигзагов у опор и выносов проводов в пролете, а также выполнять меры повышения ветроустойчивости контактной сети.


Наиболее опасно для контактной сети образование гололеда на ее проводах и устройствах. Гололед откладывается одновременно на большом протяжении, что осложняет его ликвидацию. Для борьбы с этим явлением принимают профилактический подогрев, электрическую плавку, механические и химические средства. При профилактическом подогреве для предотвращения образования гололеда необходима плотность тока 2,5-3,5 А/мм2, а для оплавления уже образовавшегося гололеда – 6,5-8 А/мм2.


На линиях переменного тока применяют схему электрической плавки гололеда без прекращения движения поездов. Для этого на одной из подстанций питающие линии включают контактную сеть каждого пути от разных фаз А и Б. На соседней подстанции контактную сеть обоих путей соединяют между собой. В результате от одной фазы к другой ток проходит независимо от движения электропоездов. Электроснабжение Э.П.С. осуществляется, как и обычно, с использованием фазы С. Для плавки по одному пути собирают схему через подстанцию с включением встречно разных фаз (рис. 1).




На линиях постоянного тока для плавки гололеда используют схему при которой ток проходит от плюсовой шины к минусовой (рис. 2). Недостаток этой схемы в том, что она требует прекращение движения поездов.




Более прогрессивная схема профилактического подогрева контактной сети постоянного тока без прекращения движения поездов с использованием прогревочного агрегата (рис. 3). Для этого плюсовой вывод прогревочного агрегата подключают к подвеске I пути, а минусовый – к подвеске II пути. Для электроснабжения э.п.с. используют рабочий агрегат, подключенный только к подвеске одного пути. Ток прогрева складывается из двух – рабочего и прогревочного.




Механически гололед с контактный проводов удаляют несколькими способами. Наиболее эффективен метод с помощью гололедоочистительной установки МОГ-1, смонтированной на изолированной вышке автоматрисы или дрезины. Установка МОГ-1 состоит из барабана, закрепленного на наклонной раме, и приводится в работу бензоэлектрическим агрегатом АБ-4Т/230. Барабан имеет круглые стальные прутки, которые при его вращении удаляют по рабочей части контактного провода и обивают гололед. В пределах рабочей высоты обеспечивается нажатие 100-150 Н.


Гололед счищают при скорости движения 20 -60 км/ч в зависимости от толщины и плотности гололеда. Раму располагают наклонно в сторону, противоположную движению, чтобы предотвратить недопустимое поджатие провода.


В районах с особо интенсивным гололедом толщиной более 15 мм применяют двухбарабанную установку МОГ-2. Совмещение двух барабанов на одной раме повышает эффективность очистки. 

Установки МОГ-1 (рис. 4), МОГ-6, МОГ-7 (рис. 5) имеют двухбарабанную конструкцию. Они выполнены на телескопическом подъемнике с изолирующим валом и монтируются на автомотрисе или прицепной платформе. В транспортном положении барабаны находятся на высоте 4,66 метра от уровня головки рельса, а при работе в пределах рабочей высоты контактного провода – 5,55 – 6,8 метра, обеспечивают нажатие 70-200 Н.
Гололед небольшой толщины (2 – 3 мм) можно счищать токоприемники с вибрационной установкой при движении со скоростью до 40 км/ч. Это устройство монтируют вместо полоза на переднем по ходу токоприемнике электровоза (рис. 6). Вибрационный полоз состоит из двух уголков, выгнутых по форме нормального полоза. Под действие сжатого воздуха уголки вибрируют и сбивают гололед с рабочей поверхности контактной сети.
В качестве противогололедной смазки для токоприемников э.п.с. и разъединителей
контактной сети используют смазку ЦНИИ-КЗ.
Разъединители покрывают ею перед наступлением гололедного сезона, то есть 2 раза в гол: в конце осени и перед окончанием зимы. Срок работы этой смазки в зависимости от сопутствующих метеорогических условий составляет 30-45 суток.


Опыт эксплуатации электрифицированных участков, расположенных в гололедных районах, показывает целесообразность совместного применения электрических и механических способов борьбы с гололедом. Благодаря совместному использованию плавки гололеда и установок по механической очистке сокращается время, необходимое для его удаления. В начале плавки поднимается температура контактного провода выше 0 oС и расплавляются прилегающие к проводу слои гололеда. Лед не имеет сцепления с контактным проводом и легко удаляется виброустановками.


Хороший эффект достигается также при совместном применении химических и механических средств борьбы с гололедом. Поверхностная пленка противогололедной смазки значительно снижает силу сцепления льда с проводом, что облегчает условия очистки. Для предотвращения гололеда эффективны также лесопосадки вдоль железнодорожного полотна. Они не только снижают силу воздействия ветра на цепную подвеску, но и уменьшают отложения.


Для восстановления контактной сети, воздушных и кабельных линий применяют аварийно-восстановительные средства. В районах контактной сети и в районах электроснабжения используют автоматрисы или дрезины с подъемными рабочими площадками, четырехосные платформы, автолетучки и изолирующие съемные вышки.


Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ