Статьи

Зарубежные газотурбовозы

Первый газотурбовоз, построенный в 1941 г. По заказу швейцарских железных дорог, имел номинальную мощность 2200 л.с., электрическую передачу. На локомотиве была ГТУ открытого типа с регенератором. Температура газов на входе в турбину составляла 600 °C. Рабочий вес
18.12.14
Комментариев 0
Обсудить
Просмотров
2 887

Оцените изложенный материал


Первый газотурбовоз, построенный в 1941 г. По заказу швейцарских железных дорог, имел номинальную мощность 2200 л.с., электрическую передачу. На локомотиве была ГТУ открытого типа с регенератором. Температура газов на входе в турбину составляла 600 °C.



Рабочий вес газотурбовоза составлял 101 тонну, количество движущих осей – 4 с нагрузкой по 17,5 тс, две оси – поддерживающие. Газотурбовоз использовался главным образом как пассажирский, но также для грузовой и маневровой работы. К.П.Д. двигателя равнялся 16-17%, а газотурбовоза в целом – менее 14%. Средний эксплуатационный к.п.д. зависел от степени использования мощности локомотива и при наиболее благоприятных условиях доходил до 11-12%.

В дальнейшем опытные газотурбовозы стоились в Англии (1949-1952 гг.), Франции, Швеции, ЧССР.

Наибольший опыт эксплуатации газотурбовозов имеют железные дороги США. Начиная с 1948 года в США было построено несколько десятков главным образом грузовых газотурбовозов, эксплуатирующихся в основном на железно дороге Юнион-Пасифик. Магистральные газотурбовозы строились мощностью 4500 (односекционное исполнение), 8500 и 10500 л.с. (двухсекционное исполнение). На всех магистральных газотурбовозах установлены одновальные ГТУ, работающие по открытом циклу без регенерации. Силовая передача электрическая, постоянного тока. На одном из газотурбовозах применена двухвальная ГТУ.




В качестве основного топлива используются специально обработанные мазуты. Температура газов перед турбиной на мощных газотурбовозах доходила до 790 °C.

В опытной эксплуатации находятся маневровые газотурбовозы с механической передачей, на которых установлены две двухвальные ГТУ мощностью по 180 л.с. каждая, и трехсекционный газотурбовоз мощностью 5000 л.с., работающих на угольной пыли.

Эксплуатация газотурбовозов показала, что при газотурбовозной тяге по сравнению с тепловозной существенно увеличились средние скорости движения поездов (с 37 до 50,5 км/ч). Средний эксплуатационный к.п.д. газотурбовозов составил 11-12% (в два раза меньше чем у тепловозов), но ввиду меньшей стоимость топлива и меньшего расхода смазки эксплуатационные расходы оказались такими же, как у тепловозов. Системы регулирования ГТУ и очистка воздуха требовали дальнейшего усовершенствования. На мощных газотурбовозах отмечался эрозионный износ лопаток осевых компрессоров, приводящий к снижению мощности ГТУ, а через 10000-12000 часов работы – к необходимости смены лопаток. Исследования показали, что заметный эрозионный износ лопаток вызывается частицами пыли размером более 10 мк.

Газотурбовозы были демонтированы и заменены новыми мощными тепловозами после работы более 100 тыс. часов.

Обсудить
Просмотров
2 887
Подпишись на нашу рассылку лучших статей о технике
Подписалось
10
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Войти через: