Статьи

Что такое тепловоз? Краткое описание тепловозов России

Тепловоз – это слово переводится с латинского как loco и moveo, и означает тянущий или тягач. Автономные локомотивы работающие на двигателях внутреннего сгорания впервые в СССР начали изготавливаться в 1924 году как эффективная замена морально устаревшим паровозам и
02.03.17
Комментариев 0
Обсудить
Просмотров
11 377

Оцените изложенный материал


Тепловоз – это слово переводится с латинского как loco и moveo, и означает тянущий или тягач.

Автономные локомотивы работающие на двигателях внутреннего сгорания впервые в СССР начали изготавливаться в 1924 году как эффективная замена морально устаревшим паровозам и дополнением только появившимся электровозам, которые требовали все большей затраты на электроэнергию.

За 100 лет тепловозы были очень сильно изменены во внешней и внутренней конструкции. С каждым вновь сконструированным локомотивом росла и потребность увеличения мощности, скорости, изменения типов передачи мощности от дизеля на колесную пару.

Как я говорил выше, на тепловозах устанавливаются дизели, которые заправляются жидким топливом или природным газом и переводят тепловую энергию в механическую и тем самым заставляют локомотив начать движение. В тоже время все это не было бы возможным без передачи мощности обеспечивающая стабильную работу дизеля тепловоза при изменениях скорости и изменении веса состава. А вот электрическая передача передаче обеспечивает преобразование энергии не в механическую, а электрическую и питание ей тяговых электродвигателей, соединённых с колесными парами.

Но к основным составляющим элементам относят кузов, раму и дизель. Одно или несколько автосцепных устройств обеспечивающих надежное соединение локомотива с составом.

Любой вид подвижного состава и тепловоз не есть исключением, можно классифицировать: По роду службы. В этом пункте можно обозначить что каждый тепловоз относится к магистральным, маневровым тепловозам и промышленным. А магистральные уже подразделяются на грузовые, грузопассажирские и пассажирские тепловозы. Род службы каждого локомотива определяется его основными техническими характеристиками. Так как для грузовых локомотивов в первую очередь важна сила тяги, а пассажирским уже не сила тяги, а достижение максимальной скорости. Маневровые, промышленные служат для вывозной и сортировочной работы и способны работать на малом радиусе кривой и не нуждаются в электрификации.

По типу передачи можно выделить такие типы локомотивов:
  • с гидропередачей;
  • с механической передачей;
  • с электрической передачей.
Также стоит рассмотреть буквенные обозначения тепловозов России и выпускаемых в СССР:
  • Т – тепловоз;
  • Э – электропередача;
  • Г – гидропередача;
  • П – пассажирский;
  • М – маневровый.
А стоящая впереди цифра указывает на число секций. Если же цифры перед серией тепловоза нету, тогда тепловоз состоит из одной секции или же еще называют односекционным.
Схема тепловоза ТЭ1091 - прожектор; 2 - тифон; 3 - боковая опорная рама; 4 - противопожарный резервуар; 5 - воздушный компрессор; 6 - канал для подвода охлаждающего воздуха к главному генератору; 7 - двухмашинный агрегат; 8 - однокорпусный агрегат; 9 - главный генератор; 10 - дизель; 11 - выхлопная труба; 12 - бак для воды; 13 - вентилятор холодильника; 14 - подпятник; 15 - холодильная камера; 16 - огнетушитель; 17 - отопительный вентиляционный агрегат; 18 - стяжной ящик; 19 - каналы для подвода охлаждающего воздуха к тяговым электродвигателям; 20 - карданный вал; 21 - шкворень; 22 - ТЭД; 23 - осевой редуктор; 24 - аккумуляторная батарея; 25 - топливный бак; 26 - тележка; 27 - тяговый крюк; 28 - скоростемер; 29 - пульт управления; 30 - сидение машиниста; 31 - вентилятор тяговых электродвигателей передней тележки; 32 - передний распределительный редуктор; 33 - теплообменник; 34 - задний распределительный редуктор; 35 - гидропривод вентилятора; 36 - секции холодильной камеры; 37 - буфер; 38 - тормозной кран машиниста; 39 - контроллер; 40 - привод ручного тормоза; 41 - автомат включения гидромуфты; 42 - воздухораспределитель; 43 - вентилятор тяговых электродвигателей задней тележки; 44 - топливоподогреватель; 45 - вентилятор главного генератора; 46 - откидной умывальник; 47 - высоковольтная камера; 48 - электрическая плитка; 49 - фильтр тонкой очистки масла.

Немного поговорим о передачи мощности тепловозов, ее видах и значении

Если «копнуть» глубже, мы поймем, что передача мощности была создана и преобразовывалась вместе с тепловозом. Многие люди, которые интересуются железнодорожным транспортом и тепловозами в целом, наверное не могли понять, а зачем так усложнять конструкцию и не соединить вал дизеля непосредственно с колесной парой, если честно я не был исключением, даже при том, что я учусь в Украинском университете железнодорожного транспорта в городе Харьков. И спустя некоторое время, благодаря которому я познакомился с очень умными людьми, которые мне и рассказали для чего все это нужно.

На железной дороге существует три вида передачи мощность:
  • Механическая;
  • Гидравлическая (гидродинамическая и гидромеханическая);
  • Электрическая.
Механическая передача. Этот вид передачи мощности предназначен для подвижного состава малой мощности. Сама передача состоит из фрикционной муфты, коробки передач с реверс-редуктором и карданные валы или отбойный вал с дышловой передачей из-за чего и невозможно использовать этой передачи на больших мощностях, в процессе чего возникают рывки.

Электрическая передача тепловозов. Если в механической передачи дизель передает тяговые усилия через фрикционную муфту и коробку передач, то электрическая через вал, который передает вращательные усилия на тяговый электродвигатель и потом только на колесную пару с помощью редуктора. Такой вид передачи упрощает управление несколькими тепловозами из одной кабины (по система многих единиц).

Недостатки электрической передачи:
  • Дороговизна конструкции;
  • Большая масса.
Такой вид передачи позволяет осуществлять реостатное торможение и с помощью которого уменьшается стирание колодок и продление их срока службы.

Существует два вида электрической передачи мощность это на постоянном токе (=) и переменно-постоянном (~/=). Передачи на постоянном токе впервые начали использоваться на тепловозах Ээл2 и Щэл1, что позволило и позволило использовать их в поездной работе. Однако большой вес и потребность в тщательном обслуживании послужило толчком в создании электрической передачи переменно-постоянного тока.

В СССР серийно начали использовать электропередачу в 1973 году при проектировании и производстве тепловоза 2ТЭ116, а после и на пассажирском подвижном составе (ТЭП75, ТЭП80 и др.)

Экипажная часть. Благодаря экипажной части тепловоз плавно воздействует на колею. Существует три вида тележек (2,3,4-х осные), что подразумевает собой количество колесных пар входящих в эту тележку. На тележке размещают главную раму и кузов тепловоза с остальным оборудованием.

Если на локомотиве используются тяговые электродвигатели с индивидуальным приводом, то ТЭД устанавливают на тележку колесной пары и закрепляют опорно-рамным или опорно-осевым подвешиванием. Опорно-рамное подвешивание принято использовать на пассажирских локомотивах (ТЭП60, ТЭП70), а второй вид подвешивания служит на грузовом подвижном составе (2ТЭ116, ТЭ3).
Обсудить
Просмотров
11 377
Подпишись на нашу рассылку лучших статей о технике
Подписалось
17
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Войти через: