Статьи

Модификации паровозов серии Э

«Модификации паровозов серии Э
13-06-2015 2 416 0

Прошло уже немало лет с тех пор, как паровозы из главных действующих лиц на наших железных дорогах превратились в экзотику. Выросло целое поколение

Прошло уже немало лет с тех пор, как паровозы из главных действующих лиц на наших железных дорогах превратились в экзотику. Выросло целое поколение любителей, которые видели живой паровоз только в кино или во время ретро-туров. Поэтому все чаще встречаются ошибки, когда любитель, сфотографировавший паровоз, не может правильно определить его серию. Данная заметка как раз посвящена этой теме и должна помочь сократить количество подобных ошибок при идентификации разновидностей самого многочисленного семейства российских паровозов.

Паровозы серии Э выпускались как российскими, так и иностранными заводами на протяжении целой эпохи: с 1912 по 1956 годы. История не знает больше подобных примеров в мировом локомотивостроении. Поэтому неудивительно, что в процессе производства эти паровозы значительно изменили свой внешний вид, а сама серия Э обросла многочисленными вариантами и разновидностями.

Для идентификации конкретного паровоза серии Э (будь то по фотографии или в живую) можно опираться на его номер, написанный на будке и буферном брусе или на характерные внешние детали. Заметим, что номер, написанный на тендере, относится именно к тендеру и совершенно не имеет никакого отношения к паровозу. В процессе эксплуатации паровозы порой сцепляли с тендерами совсем других серий, иногда при этом переделывая как тендер, так и паровозную будку.

Автор встречал паровозы серии Э с тендерами от Ов и Щ, а первые паровозы Э постройки Брянского завода работали с трехосными тендерами пассажирских паровозов серии Б.

Насколько можно верить номеру? В процессе работы номер паровоза не менялся, но часто при установке на памятник номер паровоза, а порой и серию переписывали в угоду местным интересам. Еще переписыванием номеров порой грешили при съемках художественных фильмов. Самый характерный пример: в фильме «Квартет Гварнери», действие которого происходит во время Гражданской войны, на будке паровоза Эм написали Су, хотя паровозы Су в время действия фильма еще не выпускались.

Внешний вид паровозов в процессе эксплуатации также подвергался значительным изменениям. Например, автор видел паровоз серии Э (без дополнительных индексов), построенный до революции на Сормовском заводе, с переделанной будкой, укороченным буферным брусом, компаунд-насосом и колесами от паровоза Эр (не говоря уже о наращенной песочнице и фронтонном листе с маленькой дверкой).

Все паровозы серии Э довоенной постройки в процессе модернизации получили новые фронтонные листы с маленькой дверкой (старую большую выпуклую фронтонную дверцу можно посмотреть у паровоза-памятника Э-2432 в Саратове); а также у всех паровозов, имевших маленькие песочницы, они были наращены с хорошо заметными горизонтальными сварными швами. Старую маленькую песочницу сейчас можно увидеть у уже упомянутого Э-2432 в Саратове, а также Эу683-32 в Петербурге, Эу699-74 в Щербинке и Эн-1 в Нижнем Новгороде. Заметим, что песочницы всех этих паровозов были приведены к первоначальному виду уже в наши дни.

Итак, бегло пройдем по основным разновидностям паровозов серии Э в хронологическом порядке, отмечая их характерные внешние черты, в первую очередь, число и расположение колпаков на паровозном котле.

Паровозы серии Э могут иметь на котле от одного до трех колпаков, а именно, сухопарник, песочницу и питательный колпак с водоочистителем. Самые первые паровозы имели только один колпак — сухопарник, размещенный на первом барабане котла (отсчет ведется от дымовой камеры). Песочницы находились на боковых мостиках, но это было неудобно, и песочница перекочевала на второй барабан котла. Она была маленькой, и имела цилиндрическую форму. Это характерно для всех паровозов Э дореволюционной постройки, а также паровозов, построенных в первые годы после революции. Эти паровозы в обозначении серии могли иметь дополнительную букву, которая обозначала завод-изготовитель (Л — Луганский, Б — Брянский, X — Харьковский, Н — Невский и так далее). Первоначально эта буква писалась в виде нижнего индекса Эх, но в последующем иногда писали и Эх. Эти паровозы, как правило, имели трех- и четырехзначные номера. Внешние отличия между ними (например, форма кронштейнов под боковыми площадками) трудно описать кратко и их трудно использовать для опознания конкретной разновидности.

Заказанные в Швеции и Германии паровозы Эш и Эг внешне очень похожи на своих предшественников. Их отличает форма сухопарника — в виде колокола. Они имеют четырехзначные номера 4ХХХ и 5ХХХ соответственно.

Все последующие паровозы серий Эу, Эм и Эр получили номера в виде ХХХ-ХХ, где первые три цифры — номер серии, а вторые две — номер в данной серии. Кроме паровозов Э, подобная система нумерации применялась для пассажирских паровозов Су и М (Мр). Единственное исключение — паровозы Эм, которые строились для работы на промышленных предприятиях (а не общей сети НКПС — МПС), они получили четырехзначные номера, но таких было немного.

Паровозы серии Эу внешне отличались от своих более старых собратьев тем, что у них на котле появился третий колпак — питательный. Его разместили на третьем барабане котла. Но такое расположение оказалось не вполне удачным, поэтому у поздних серий Эу питательный колпак был упразднен (такие паровозы очень трудно внешне отличить от обычных Э, если не виден номер), а у следующей серии Эм порядок колпаков был изменен. На первом барабане котла — питательный колпак, на втором — сухопарник, на третьем — песочница. При этом песочница стала большой — той же высоты, что и остальные колпаки, и вытянутой в плане формы.

Тем не менее, поздние паровозы серии Эм также лишились питательного колпака, но их отличает тот факт, что хотя сухопарник перекочевал на первый барабан котла, песочница так и осталась на третьем (у ранних Э и «двух кол паковых» Эу — песочница на втором барабане). К тому же, у песочницы нет никаких следов наращивания в виде горизонтальных сварных швов.

Поздние паровозы серии Эм получили сварные котлы, что привело к неудовлетворительному распределению массы по колесным парам. Для компенсации этого явления было решено удлинить топочную часть котла. Так появились на свет первые (еще довоенные) паровозы серии Эр. Они также имеют три колпака (питательный, сухопарник и песочницу) и внешне практически трудноотличимы от Эм. Их можно узнать только по сериям: 739,743 и 744. Тем не менее, встречаются довоенные паровозы Эр с другими сериями, например, 738 или 740. Это — бывшие паровозы Эм, которые в заводских условиях прошли модернизацию с удлинением топочной части котла и перемаркированные в Эр.

Военные «Эрки» очень немногочисленны, они были собраны с использованием деталей других паровозов, в частности, котлов от пассажирских паровозов Су III выпуска. Этот котел имеет большую длину, поэтому у этих паровозов не удалось сделать высокую переднюю площадку перед дымовой камерой. Колпак всего один, в нем размещены сухопарник и песочница (при этом сухопарник находится на втором барабане котла). Паровозы комплектовались стандартным тендером П27 от серии СО и имели серию 750 (первоначально обозначались Эр17-750-ХХ). Этих паровозов было сделано немного, но именно они определили внешний вид паровозов серии Эр, которые выпускались для нас на заводах бывших братских стран. Внешне военные Эр легко отличить от послевоенных по более длинному котлу, который заметно выдается вперед.

Я специально оставил в стороне редкие разновидности, наподобие Эмк с конденсацией отработанного пара и некоторые экспериментальные машины, а также те существенные признаки, которые не могут быть использованы для идентификации по внешнему виду (например, нестандартный диаметр цилиндров у ранних Э Луганского завода и различное рабочее давление пара в котле у паровозов Э разных серий).

Для более подробной информации об истории этих замечательных паровозов отсылаю интересующихся к книгам В.А. Ракова и, возможно, в будущем к монографии, которую готовит страстный любитель этих паровозов Леонид Макаров.

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ