Статьи

Нумерация и обозначение локомотивов

«Нумерация и обозначение локомотивов
17-02-2016 3 612 0

Серия локомотива, дизеля-поезда, другой единицы автономного ТПС – это его обозначение, присвоенное заводом-производителем при постройке согласно

Серия локомотива, дизеля-поезда, другой единицы автономного ТПС – это его обозначение, присвоенное заводом-производителем при постройке согласно проекту. После обозначения серии через тире указывается порядковый № локомотива. Буквенное обозначение секций (А, Б и т.д.) на локомотиве приводится отдельно и не входит в обозначение его серии.

Серии паровозов: паровозо-вагоны (в т.ч. двухэтажные) имели буквенно-цифровые обозначения ПВ51, ББ1001 и др. Паровозы, теплопаровозы имели обозначения цифровые (колесная формула или № серии), буквенные, буквенно-цифровые. Колесная формула паровоза - это количество бегунковых, движущих и поддерживающих осей (например, 0-3-2). Малые буквы в виде верхних индексов после основных букв обозначений серий указывали на место выпуска или конструктивные особенности. Основные (большие) одна или две буквы выбирались для различения локомотивов по мощности, а позже - как сокращение фамилий конструкторов паровозов или политических деятелей и событий: Л (Лебедянский), СО (С. Орджоникидзе), ФД (Ф. Дзержинский), ИС (И. Сталин), П36 (Победа) и др.

Серии газотурбовозов: Первые газотурбовозы СССР обозначались Г1, ГП1, ГМ1, ГТ101, современный российский - Г-001 (Г, ГТ-газотурбовоз, П-пассажирский, М-модернизованный).

Серии тепловозов: Буквы большие к № серии: на первых тепловозах – это обозначение аналогичных по мощности паровозов (обозначенных буквами Щ, Э, Ю, О и др.) или сокращение фамилий политических деятелей (ВМ, АА). Буквы малые в виде верхних индексов основных буквенных обозначений - вид передачи мощности на движущие колеса («мх» - механическая передача, «эл» - электрическая передача). Импортные американские тепловозы обозначались буквой Д (дизельный локомотив), а строчные буквы в виде верхних индексов (А, Б) – фирмы.

На советских тепловозах с 1946г. буквы до серии:

  • Т – тепловоз,
  • Э – электропередача,
  • Г – гидропередача,
  • П – пассажирский,
  • М – маневровый,
  • Ч – чешского производства,
  • У – венгерского производства,
  • К – производства Калужского завода,
  • У – узкоколейный.
Как правило, грузовые тепловозы обозначались двумя из этих букв, а пассажирские и маневровые - тремя буквами. Некоторые отечественные экспортные тепловозы имели цифровое (без буквенное) обозначение серий. Цифры в серии после буквенного обозначения указывают номер серии тепловоза и (до 1991 г.) для пассажирских и грузовых тепловозов -- заводы-производители, которые их выпускали (с № 1 по 49 - Харьковский, с № 50 по 99 - Коломенский, с № 100 и выше - Луганский). Цифра перед буквой обозначает количество секций в тепловозе (1 не указывается), прописные буквы после цифры номера серии - особенности конструкции или завод-изготовитель.

Например:

  • Л, В (Луганского, Ворошиловградского завода),
  • М (модернизованный),
  • МК (модифицированный с дизелем типа Д49 Коломенского завода),
  • П (с модернизацией Полтавского завода),
  • У (усовершенствованный),
  • Э - экспортный вариант (с экипажем на другую ширину пути, чем базовый вариант),
  • Г (с оборудованием для использования сжиженого природного газа),
  • Б (с бустерной секцией),
  • Т (тропическое исполнение),
  • С (северное исполнение),
  • А, Б, Д (варианты конструктивных изменений).
Строчные буквы в виде верхних индексов за прописными буквами обозначают: «т» - наличие электродинамического реостатного тормоза, «э» -- наличие электронных блоков управления и т.п.. Некоторые тепловозы РФ имеют собственные названия.

Серии мотовозов, авто- и мотодрезин: Обозначались буквами М, МК, МД (вторая буква - тип двигателя), МУЗ (узкоколейные) с верхними и нижними индексами (буквенные указывали на конструктивные особенности, а цифровые - на количество осей или тактность двигателя).

Серии дизель-поездов. Трофейные германские дизель-поезда обозначались ДП, ДПГ и № серии. Венгерские обозначены Д и Д1, некоторые серии имели собственные названия. Дизель-поезда Рижского вагоностроительного завода имеют обозначение ДР1 с модификациями А, П. Современные украинские дизель-поезда Луганского завода обозначены ДПЛ, ДЕЛ и № серии.

Серии автомотрис: Довоенные и трофейные автомотрисы имели буквенно-цифровые обозначения, АВ, АЭ, АВМХ, АВЭЛ, АВГ1, АД и др., где прописные буквы означали тип вагона, город, где находился завод-производитель или фамилия конструктора, а индексы к ним - тип передачи мощности или двигателя. Серии некоторых импортных автомотрис имели собственные названия. В послевоенные годы в СССР приняты обозначения АДС1, АСГ, АСС1, АП1, АР1, АЧ1, АЧ2 и др., где

  • А - автомотриса,
  • Д - дизельная,
  • С - служебная,
  • П - пригородная,
  • Р - Рижского завода,
  • Ч - чешского производства,
  • 1 - одновагонная,
  • 2 - двохвагонная.
Рельсовые автобусы российского производства обозначаются РА-1, РА-2, польского - 610М, 620М.

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ