Подвижной составОтечественные локомотивыЭлектропоезда

Пассажирский электропоезд ЭР2

Пассажирский электропоезд ЭР2
В начале 1960-х продолжается электрификация сетей железных дорог и рост объемов пассажирских и грузовых перевозок. Уже эксплуатирующийся поезда серии СР, Ср3 и ЭР1 не хватает для покрытия растущих потребностей.

Тогда же начался выпуск новых типов электропоездов ЭР2 (постоянный ток) и ЭР9 (переменный ток).

На многих напряжённых железнодорожных участках имелись низкие пассажирские платформы, и для повышения технических скоростей на этих участках требовалась замена морально устаревших электропоездов на более совершенные и быстроходные. Тогда на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ) был создан проект модернизации электропоезда ЭР1. Согласно проекту вагоны нового электропоезда (ему было присвоено проектное обозначение серии ЭР2) оборудовались комбинированными выходами, то есть позволявшими осуществлять выход как на высокие, так и на низкие платформы.

Для унификации с электропоездами переменного тока ЭР9 (производство велось на РВЗ параллельно с ЭР2) было изменено тормозное оборудование моторных вагонов. Вместо одного тормозного цилиндра устанавливалось 4 (по 2 на тележку). Помимо модернизации механической части, было применено и более совершенное электрооборудование. Так, вместо кислотных аккумуляторных батарей стали устанавливаться более безопасные щелочные, а у динамометров была изменена конструкция катушек.

В 1962 году Рижский вагоностроительный завод полностью перешел от выпуска электропоездов ЭР1 (последним стал состав ЭР1-259) к электропоездам ЭР2 (нумерация началась с ЭР2-300).

ЭР2-300. После переоборудования на импульсно-тиристорную схему пуска. Фото 1970-х
ЭР2-300. После переоборудования на импульсно-тиристорную схему пуска. Фото 1970-х

ЭР1-259. Последний электропоезд серии ЭР1 построенный РВЗ.
ЭР1-259. Последний электропоезд серии ЭР1 построенный РВЗ.

При производстве ЭР2, Рижский вагоностроительный завод изготовлял кузова и тележки для моторных вагонов, Калининский вагоностроительный завод — для прицепных и головных, Рижский электромашиностроительный завод (РЭЗ) — электрооборудование и тяговые электродвигатели, а окончательный монтаж электрооборудования и сборка электропоездов производились на РВЗ. В 1968 году КВЗ прекратил выпуск кузовов и стал выпускать только тележки под прицепные вагоны.

Большинство электропоездов выпускалось в десяти вагонном исполнении, часть в восьми вагонном, а также в виде отдельных секций (моторный и прицепной или моторный и головной вагоны) или вагонов. Вообще все построенные РВЗ после 1957 г. электропоезда могут эксплуатироваться в составах с любым чётным количеством вагонов, но не менее четырёх, поскольку каждый состав состоит из двух вагонных (1 прицепной/головной и 1 моторный вагон) секций. Максимально возможная составность ЭР2 — 12 вагонов.

Вагоны электропоезда ЭР2 имеют нумерацию, состоящую из последовательно написанных номера электропоезда и двузначного номера вагона. Моторные вагоны имеют номера 02, 04, 06, 08, 10 и 12, головные — 01 и 09 (07 — только на восьми вагонных поездах, выпускавшихся совместно Рижским и Калининским вагоностроительными заводами до конца 1969 года), промежуточные прицепные 03, 05, 07 и 11. Полный номер первого головного вагона электропоезда № 955 будет ЭР2-95501. Моторные вагоны имеют 110 мест для сидения, промежуточные прицепные — 108, головные — 88.

Стоит отметить что ЭР2 с 300 по 1027 номера выпускались с круглой формой головных вагонов именуемой в народе «глобус». С 1027 по последний номер. Выпуск ЭР2 прекращен в 1984 году. Последний номер электропоезда, выпущенного РВЗ ЭР2-1348. Рижский вагоностроительный завод перешел на выпуск модификаций ЭР2.

ЭР2-1028. Первый поезд с «квадратной» кабиной. Фото 2005 год.
ЭР2-1028. Первый поезд с «квадратной» кабиной. Фото 2005 год.

Видео

Читайте далее

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ