Подвижной составОтечественные локомотивыТепловозыМаневровый тепловоз

Маневровый тепловоз ЧМЭ3

Маневровый тепловоз ЧМЭ3
Lisa Scholfield
Опубликовал Карен Саркисян
Содержание
Сегодняшний пост будет посвящен тепловозу ЧМЭ3 и его оборудованию. Тепловоз построили после того как на заводе «ЧКД-Прага» было принято решение, что мощности у ранее построенного маневрового тепловоза ЧМЭ2 недостаточно.

Шестиосный тепловоз ЧМЭ3 с электрической передачей мощности построен заводом «ЧКД-Соколово» в 1963 году для стран советского союза с шириной колеи 1520 мм, а также произвели партию локомотивов и для своей железной дороги, колея которой 1435 мм.

Тепловоз ЧМЭ3

Кузов тепловоза капотного типа, а главная рама опирается на тележки. Сила тяги и тормозные усилия передаются через центральные цилиндрические шкворни. Кабина машиниста располагается сразу после машинного отделения и отделением для аккумуляторных батарей.

ЧМЭ3 тепловоз с опорно-осевым подвешивание тяговых электродвигателей, зубчатая передача выполненная с односторонним передаточным числом 76:15=5.06, а новые колесные пары имеют диаметр 1050 мм.

Маневровый тепловоз ЧМЭ3 оборудован дизелем типа K6S310DR номинальной мощностью 1350 л.с. и частотой вращения коленчатого вала 350-750 об/мин. Дизель запускается благодаря тяговому генератору от аккумуляторных батарей. Дизель и генератор размещены на раме и образуют дизель-генераторный агрегат массой 18 тонн.

Схема расположение оборудования тепловоза ЧМЭ3.

Расположение оборудования тепловоза ЧМЭ31. аккумуляторная батарея; 2. антенна; 3. аппаратная камера; 4. кабина машиниста; 5. инструментальный ящик; 6. шкаф для одежды; 7. вентилятор охлаждения; 8. тифон; 9. резервуар управления; 10, 11. тяговые генераторы; 12. охладитель наддувочного воздуха; 13. турбокомпрессор; 14. труба выхлопная; 15. впускной коллектор; 16. дизель; 17. водяной насос; 18. регулятор дизеля; 19. вентилятора вспомогательного контура; 20. главный вентилятор; 21. резинометаллическая упора; 22. подвесной болт; 23. привод скоростимера; 24. балансир; 25. цилиндрическая пружина; 26. топливный бак; 27. втулочный упор; 28. масляный насос; 29. гибкий рукав подвода воздуха; 30. вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей; 31. гидромеханический редуктор привода вентилятора и компрессора; 32. компрессор; 33. тормазной цилиндр; 34. роликовая букса; 35. гидравлический гаситель колебаний; 36. тормозная рычажная передача; 37. снегоочиститель; 38. автосцепка СА-3.

Техническая характеристика ЧМЭ3

Работа: маневровая, вывозная, хозяйственная; Габарит: 02-ВМ; Ширина колеи, мм: 1520; База, мм: 4000; Осевая формула: 3о-3о; Диаметр колесных пар, мм: 1050; Мощность тепловоза ЧМЭ3: 993 кВт (1350 л.с.); Тяговая мощность, кВт/л.с.: 736/1000; Дизель: К6S310DR; Тяговый генератор: TD-802 постоянного тока; ТЭД: ТЕ-006; Сила трогания: Максимальная, кВт – 362; Минимальная, кВт – 302; Сила тяги, кН: 226; Конструкционная скорость, км/ч: 95; Вес тепловоза ЧМЭ3, тонн: 123; Длина, мм: 17220; Ширина, мм: 3150; Высота, мм: 4630; Объем топливного бака, л: 6000; Объем масла, л: 650; Запас дизельного масла, л: 100; Запас воды, л: 1100; Запас песка, кг: 150.

Пульт управления в кабине машиниста

Пульт управления тепловоза ЧМЭ31 - панель выключателей и переключателей; 2 и 36 - килоамперметры тока нагрузки тягового генератора ТГ (А1); 3 - тахометр (ТУ); манометры давления воздуха: 4 - в уравнительном резервуаре (УР); 5 - в главных резервуарах (ГР); 6,37 - в тормозных цилиндрах (ТЦ); 7 - в тормозной магистрали (ТМ); 8 - стойка для крепления расписания; 9 - скоростемер; 10 - кран машиниста № 394; 11 и 41 - краны вспомогательного тормоза тепловоза № 254; 12 и 42 - переносные пульты управления ППУ; 13 - рукоятка бдительности РБ автостопа; 14 - рычаг для управления свистком; 15 - электропневматический клапан автостопа (тип ЭПК-150Е); 16 - педаль управления тифоном; 17 - главная рукоятка крана машиниста; 18 - реверсивная рукоятка крана машиниста; 19, 35 - кнопки П, Л указателя места нахождения машиниста; 20 - динамик радиосвязи; 21 - локомотивный светофор; 22 - электродвигатель вентилятора кабины; 23 - сигнальная лампа СЛ места нахождения машиниста; 24 - блок сигнальных ламп; 25 - потенциометр; 26 - коробка предохранителей АЛС и радиостанции; 27 - кнопка проверки звукового сигнала (КНЗС); 28 и 39 - кнопки управления передней автосцепкой (КНАС1); 29 и 38 - кнопки управления задней автосцепкой (КНАС2); 30 - выключатель АЛСН; 31 - кнопка проверки АЛСН; 32 - педаль песочницы; 33 - ключ «Обслуживание одним лицом»; 34 и 40 - блоки переговорного устройства поездной радиосвязи; 43 - штурвал ручного тормоза.

Основной пульт управления тепловозом ЧМЭЗ с № 923 (правая сторона)

Основной пульт управления ЧМЭ3 1 — рукоятка контроллера; 2 — рукоятка реверсивная; 3 — кнопка П указателя места нахождения машиниста с правой стороны; 4 — отключатель «Стоп» остановки дизеля; 5— переключатель заднего прожектора (яркий — тусклый); 6— переключатель заднего правого буферного фонаря (белый -- красный); 7— переключатель заднего левого буферного фонаря (белый — красный); 8— переключатель освещения кабины машиниста (яркий — тусклый); 9— отключатель освещения приборов пульта управления; 10— переключатель электродвигателя калорифера (быстро -- медленно); 11- отключатель электродвигателей вентиляторов в кабине машиниста; 12 — отключатель радиостанции; 13— отключатель освещения тележек и капота; 14— отключатель освещения номера тепловоза; 15— отключитель освещения расписания; 16— переключатель переднего левого буферного фонаря (белый -- красный); 17- переключатель переднего правого буферного фонаря (белый -- красный); 18- переключатель переднего прожектора (яркий — тусклый); 19 — кнопка «Пуск дизеля»; 20 — амперметр тока нагрузки главного генератора; 21 — тахометр; 22 — манометр давления воздуха в уравнительном резервуаре; 23 — манометр давления воздуха в тормозных цилиндрах; 24 - манометр давления воздуха в главных резервуарах; 25 — манометр давления воздуха в тормозной магистрали; 26 — стойка для расписания; 27 — скоростемер; 28 — сигнальная лампа «Пожар»; 29 — сигнальная лампа «Дизель 1»; 30 — сигнальная лампа «Дизель 2»; 31 — сигнальная лампа «Боксование»; 32 — кран машиниста уел. № 394; 33 — кран вспомогательного тормоза локомотива уел. № 254; 34 — переносный пульт управления; 35 — рукоятка бдительности; 36 — рычаг для управления клапаном свистка; 37 — клапан свистка; 38 — кронштейн для крепления вспомогательного пульта управления; 39 — электропневматический клапан автостопа уел. № ЭПК-150Е; 40 — воздушный фильтр; 41 — штепсельный разъем для подсоединения переносного пульта управления; 42 — педаль тифона.

Расположение оборудования в кабине машиниста

Расположение оборудования в кабине машиниста1 - панель выключателей и переключателей; 2 и 36 - килоамперметры тока нагрузки тягового генератора (А1); 3 - тахометр (ТУ); манометры давления воздуха: 4 - в уравнительном резервуаре (УР); 5 - в главных резервуарах (ГР); 6,37 - в тормозных цилиндрах (ТЦ); 7 - в тормозной магистрали (ТМ); 8 - стойка для крепления расписания; 9 - скоростемер; 10 - кран машиниста № 394;11и41- краны вспомогательного тормоза тепловоза № 254; 12 и 42 - переносные пульты (не показаны); 13 - рукоятка бдительности; 14 - рычаг для управления свистком; 15 - электропневматический клапан автостопа (за креслом машиниста); 16 - педаль управления тифоном; 17 — главная рукоятка крана машиниста; 18 - реверсивная рукоятка крана машиниста; 19 и 35 - кнопки П и Л указателя места нахождения машиниста; 20 - динамик радиосвязи; 21 - локомотивный светофор; 22 - электродвигатель вентилятора кабины (не показан); 23 -сигнальная лампа СЛ места нахождения машиниста (не показана); 24 - блок сигнальных ламп; 25 - потенциометр; 26 - коробка предохранителей АЛСН и радиостанции; 27 - кнопка проверки звукового сигнала (КНЗС); 28 и 39 - кнопки управления передней автосцепкой (КНАС1); 29 и 28 - кнопки управления задней автосцепкой (КНАС2); 30 - выключатель АЛСН; 31 - кнопка проверки АЛСН; 32 - педаль песочницы; 33-ключ «Обслуживание одним лицом»; 34-блок переговорного устройства РС; 43 - ручной тормоз РТ. Тепловозы серий ЧМЭЗ с электродинамическим тормозом, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗТУ, ЧМЭЗМ, ЧМЭЗ1 * э предусматривают возможность управления тепловозами по системе двух единиц. Эти тепловозы (с № 874), кроме второго пульта управления на месте помощника машиниста оборудованы также переносными пультами ПП для обслуживания тепловоза одним лицом — машинистом (без помощника).

Панель выключателей и переключателей на пульте управления

Панель выключателей и переключателей на пульте управления А1 - килоамперметр тока нагрузки тягового генератора; ТУ - тахометр дизеля; Манометры давления воздуха в: ГР - главных резервуарах; ТМ - тормозной магистрали; УР - уравнительном резервуаре; ТЦ - тормозных цилиндрах; БПУ РС - блок переговорного устройства радиосвязи; БСЛ -- Блок сигнальных ламп (сверху вниз): ЛСО - «Пожар»; ЛСД1 - «Неисправность первого дизеля»; ЛСД2 - «Неисправность второго дизеля» (при работе по системе двух единиц); ЛСБ - «Боксование»; Рукоятки контроллера машиниста (КМ): ГР КМ - главная; РР КМ - реверсивная; Верхний ряд: В1 - выключатель радиостанции (РС); В2 - выключатель освещения тележек и капота (ВТК); ВЗ - выключатель освещения номера тепловоза (ВН); В4 - выключатель освещения расписания движения (ВРД); В5 - переключатель «Передний левый буферный фонарь» (ВБЛП); В6 -переключатель «Передний правый буферный фонарь» (ВБФП); В7- переключатель «Передний прожектор» (ВП); В8 - кнопка «Пуск дизеля» (КНПД1); Нижний ряд: Н1 - выключатель вентиляторов кабины машиниста (ВМВО); Н2 - переключатель электродвигателя калорифера (ВОК); НЗ - выключатель освещения приборов (ПВИП); Н4 - переключатель освещения кабины (ВК); Н5 - переключатель «Задний левый буферный фонарь» (ВБЛЗ); Н6 -переключатель«3адний правый буферный фонарь» (ВБФЗ);Н7 - переключатель «Задний прожектор (ВЗ);Н8 - выключатель остановки дизеля (ВОД1).

Обозначение приборов и устройств вспомогательного пульта управления

Обозначение приборов и устройств вспомогательного пульта управления 43 - кнопка Л указателя места нахождения машиниста с левой стороны; 44 - кнопка зажигания белого огня автостопа РБ-62; 45 - стеклоочиститель; 46 - килоамперметр тока нагрузки главного генератора; 47 - манометр давления воздуха в тормозных цилиндрах; 48 - кнопка для управления передней автосцепкой; 49 - кнопка для управления задней автосцепкой; 50 - радиостанция; 51 - переносный пульт управления; 52 - кнопка «Стоп» аварийной остановки дизеля; 53 - кнопка автоматического сброса позиций; 54 - кнопка подачи песка; 55 - кнопка подачи звукового сигнала; 56 - кран вспомогательного тормоза уел. № 254; 57 - кронштейн для крепления переносного пульта управления; 58 - клапан свистка; 59 - рычаг управления клапаном свистка; 60 - штепсельный разъем для подсоединения переносного пульта управления; 61 - ручной тормоз; 62 - тумблер реверсирования тепловоза «Вперед» — «Назад»; 63 - тумблер торможения и отпуска; 64 - тумблер набора и сброса позиций.

Тележка тепловоза ЧМЭ3

Тележки: поводковые, буксы: роликовые с 2-х рядным сферическим подшипником. Подвеска ТЭД: опорно-осевая. АСУ: типа СА-3 Тележка воспринимает вес главной рамы тепловоза с установленным на ней оборудованием. Кроме того, в тележке создаются тяговые и тормозные усилия, которые через шкворень передаются на главную раму тепловоза. Тележка бесчелюстного типа состоит из рамы, трёх колесно-моторных блоков (КМБ), рессорного подвешивания и тормозного оборудования. На задней тележке на правом торце первой колёсной пары смонтирован привод скоростемера типа ЗСЛ-2М.

Тележка тепловоза ЧМЭ31 — труба песочницы; 2 — кронштейны для крепления тормозной рычажной передачи; 3 — кронштейн для крепления тормозного цилиндра; 4 — моторно-осевой подшипник; 5 — колесная пара; 6 — гибкий рукав подвода воздуха; 7 — тяговый электродвигатель; 8 - шкворневая балка; 9 — накладка; 10 — тормозной трубопровод; 11 — поперечная балка; 12 — консоль; 13 — балансир; 14 — фартук; 15 — гидравлический гаситель колебаний; 16 — цилиндрическая пружина; 17, 23 - резино-металлические упоры; 18 — продольная балка; 19 — палец; 20 — тормозной цилиндр: 21 -роликовая букса; 22 — кожух тягового редуктора; 24 — тарелка; 25 — вилка; 26 — болт; 27— скоба; 28 — пластина; 29 — кронштейн для крепления песочной трубы; а, г — наружная и внутренняя плиты рамы тележки; б — слой резины; в — наличник; д - полоса; е - кронштейн рамы.

Колёсная пара тепловоза ЧМЭ3

Колёсные пары предназначены для передачи веса тепловоза на путь, создания и передачи на раму тележки тяговых и тормозных усилий и направления движения тепловоза по рельсам. Каждая колёсная пара состоит из оси, 2-х колёсных центров, двух бандажей, двух стопорных колец и большого (ведомого) зубчатого колеса (БЗК) тяговой передачи на оси.
Колесная пара ЧМЭ3Колесная пара состоит из: 1 - большое зубчатое колесо; 2 — вкладыши МОП КМБ (моторно-осевых подшипников колёсномоторного блока); 3 - ось колёсной пары; 4 - пылевая шайба; 5 - хомут; 6 — колёсный центр; 7 - бандаж (с гребнем); 8 — стопорное кольцо; а, д — шейки оси, предподступичная часть; в, г - шейки оси, подступичные части; е - средняя часть оси; ж, н, о — кольцевые канавки; з - радиальное отверстие; и — осевое сверление; к - центровое отверстие; л - пробка; м, п - наклонные отверстия; р — борт бандажа; с - гребень бандажа; т - войлочное кольцо; у - болт; ф - стальная лента.

Тепловоз ЧМЭ3Т

На тепловозе ЧМЭЗТ на крыше в конце переднего капота (перед кабиной) или над задним капотом (АБ перенесены на топливный бак) установлен электродинамический реостатный тормоз (ЭДТ) и блок тормозных резисторов (БТР). Высота ЧМЭЗТ с учётом БТР ЭДТ от УГР до верха ЭДТ: 5090 мм. Аппаратура управления ЭДТ в шкафах под капотом с АБ. Такое расположение БТР позволило не увеличивать длину тепловоза, как на тепловозах ЧМЭЗМ.

ЭДТ управляется 4-мя тормозными позициями на рукоятке контроллера машиниста с набором её в сторону, противоположную от тяговых позиций, или с переносного пульта. При действии ЭДТ и скорости 2 км/час включаются пневмотормоза. Масса ЧМЭЗТ — 123 т, сила тяги на расчётном подъёме — 226 кН (23 тс), остальные параметры аналогичны ЧМЭ3.
ЧМЭ33Т Сохранена конструкция механической части и оборудование базовой серии ЧМЭЗ. ЧМЭЗТ оснащен устройством для подогрева дизеля после длительных стоянок и поддержания постоянной температуры воды в системе охлаждения, а также электронным регулятором, который обеспечивает реализацию максимальной мощности на низких ступенях частоты вращения коленчатого вала. Опытная партия ЧМЭЗТ из двадцати локомотивов (№№ 5070-5089) выпущена в 1985 году. В 1986 году началось их серийное производство, выпущено 50 тепловозов (№№ 5482-5531), в 1987 году - 100 (№№ 5784-5882 и №6000), в 1988 году — 200 (№№ 6245-6444, начиная с этой партии в электрическую схему был внесен ряд конструктивных изменений), в 1989 году — 220 (№№ 6445-6664), в 1990 году - 284 (№№ 6885-7168) и в 1991 году — 286 единиц (№№ 7169 - 7454). В 1992 году по заказу украинских железных дорог построено еще 5 тепловозов ЧМЭЗТ, три из которых (№№ 7455-7459) поставлены в Украину и два тепловоза (№7458 и №7459) в Эстонию. Всего заводом-изготовителем построено 1167 тепловозов ЧМЭЗТ.

Главный пульт управления и датчик частоты вращения на ЧМЭ3Т

Главный пульт управления и датчик частоты вращения на ЧМЭ3Т 1. тумблер отключения питания электронного регулятора ЭРЧМ30Т2; 2. сигнальная лампа; 3. локомотивный светофор; 4. сигнальная лампа; 5. блок сигнальных ламп; 6. Потенциометр; 7. коробка предохранителей АЛСН и радиостанции. 8. панель управления тифоном; 9. педаль песочницы; 10. рукоятка контроллера машиниста; 11. блок переговорного устройства радиосвязи; 12. кожух колорифера.

Тепловоз ЧМЭ3К

Как известно, тепловоз ЧМЭ3К отличается от локомотивом серийного производства установленным в нем российским дизелем 8ЧН26/26 (дизель-генератор 4-36ДГ), установленного взамен чешского K6S310DR. В связи с этим изменилась конструкция масленой системы и принцип ее действия. Она дополнилась новыми узлами и деталями.

Масляная система тепловоза предназначена для обеспечения непрерывной подачи масла к трущимся деталям дизеля, к редукторам и остальных частей локомотива разделяется на 3 контура:
  • Предпусковой (Заполнение системы тепловоза и дизеля перед запуском);
  • Главный;
  • Гидромеханического редуктора привода вентилятора системы охлаждения и компрессора.
А теперь рассмотрим каждый контур более подробно. Первый у нас будет рассмотрен «Предпусковой контур».

Маслопрокачивающий насос забирает масло из картера через гибкое соединение и по трубопроводу, через гибкое соединение обратный клапан подает его на вход фильтра грубой очистки, который смонтирован на дизеле.

Пройдя через фильтр грубой очистки, масло заполняет подводящие трубопроводы, полнопоточный фильтр тонкой очистки и через регулятор температуры, минуя водомаслянный теплообменник, через гибкое соединение подает на вход дизеля.

«Главный контур». При работающем дизель-генераторе масло в системе циркулирует под действием маслопрокачивающего насоса дизеля. Он забирает масло их картера и направляет его в установленный на дизеле фильтр глубокой очистки. После фильтра он по трубопроводу, через гибкое соединение масло попадает в полнопоточный фильстр, терморегулятор, и минуя водомаслянный теплообменник через гибкое соединение попадает на вход дизеля.

Терморегулятор предназначен для автоматического поддержания заданного значения температуры масла. С его помощью уменьшается время прогревания дизель-генератора, а также достигается стабильность поддержания температуры масла дизеля на оптимальном уровне.

«Контур гидромеханического редуктора привода вентилятора системы охлаждения и компрессора». Часть масла, поступающего на вход дизеля ( до 70 л/мин), через золотниковую коробку отбирается для питания гидромеханического редуктора, привода вентилятора системы охлаждения и компрессора. Расход регулируется подпорным клапаном, установленным на дизеле.

Газотепловоз ЧМЭ3Г

История маневровых газотепловозов ЧМЭ3Г началась с конца 70-х годов. В это время во ВНИИЖТе была создана лаборатория теплосиловых установок и альтернативных топлив, которую возглавил канд. техн. наук Г. А. Фофанов. Во второй половине 80-х годов сотрудниками лаборатории при участии специалистов ПКБ и Экспериментального завода этого института переоборудовали тепловоз ТЭМ2У для работы на сжатом природном газе с использованием дизель-генератора ГДГ50, изготовленного на АО «Пензенский дизелестроительный завод». На основе экспериментального локомотива в середине 90-х годов работники ОАО «Брянский машиностроительный завод» при активном содействии сотрудников и специалистов ВНИИЖТа, ВНИКТИ и АО «Пензенский дизелестроительный завод» построили два опытных газотепловоза ТЭМ18Г, которые сегодня находятся в опытной эксплуатации.
Газотепловоз ЧМЭ3Г Однако наиболее массовые маневровые локомотивы в настоящее время на российских дорогах — тепловозы ЧМЭЗ, которых было поставлено около 7,5 тыс. Поэтому в ОАО «РЖД» приняли решение переоборудовать локомотивы данной серии для работы на газовом топливе. При этом ставилась задача повысить, по сравнению с действующими конструкциями , продолжительность работы газотепловоза без дозаправки газом. Специалисты ВНИИЖТа подготовили технические требования, проработали общую компоновку тепловоза, предусмотрев оптимальное размещение дополнительного газового оборудования, изменив для этого расположение ряда узлов. В соответствии с представленной документацией специалисты ООО «Торговый дом ВЗР» переоборудовали маневровый тепловоз ЧМЭЗ для работы на сжатом природном газе.

Результат принятого технического решения — повышение продолжительности работы газотепловоза без дозаправки до 3,5 — 4 сут. Эффект достигнут за счет перекомпоновки оборудования, позволяющей рационально использовать полезные объемы, ограниченные габаритами одной секции тепловоза. Если сравнивать с другими газотепловозами, то запас газового топлива увеличен в 1,35 раза. Особенность прошедшего реконструкцию локомотива — измененное размещение топливных баков и аккумуляторной батареи, при котором в заднем капоте создан дополнительный отсек под газовые баллоны.

Расположение газового оборудования на тепловозе типа ЧМЭЗ показано на рис. 1. Семнадцать баллонов объединены в блок 1, который крепится к средней части главной рамы тепловоза на месте топливного бака. Внутри блока баллоны размещены тремя рядами в шахматном порядке. Еще двадцать один баллон расположен в специально сделанном отсеке 2, где ранее находились секции аккумуляторной батареи. Каркас отсека жестко связан с рамой тепловоза. Общая емкость баллонов составляет 980 — 1000 м3.
Расположение газового оборудования на ЧМЭ3Г 1,2 — блоки газовых баллонов; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — топливные баки; 5 — газовое оборудование; 6 — газовый коллектор; 7 — газодизель-генератор; 8 — приборы взрывопредупреждения; 9, 10, 11 — вытяжные вентиляторы; 12 —дополнительная система электроснабжениии.

Аккумуляторная батарея 3 также расположена на месте топливного бака, с левой стороны по ходу движения тепловоза. Над блоком баллонов, смонтированном в средней части рамы, под боковыми площадками установлены два топливных бака 4 общим объемом 2800 л. Газовое оборудование скомпоновано в блоке 5, который размещен в отсеке холодильной камеры, находящейся в передней части локомотива. Блок газового оборудования соединяется трубопроводной арматурой, расположенной под боковой площадкой, с газовыми баллонами, а трубопроводом, протянутым сверху кузова через коллектор 6, — с газодизелем 7.

При разработке конструкции большое внимание уделили выполнению требований пожаровзрывобезопасности, в частности, были установлены приборы взрывопредупреждения 8. Чтобы не допустить образования взрывоопасной концентрации газа в воздухе под капотом, газотепловоз оборудовали принудительной вентиляцией блока газового оборудования, высоковольтной камеры и кожуха над газодизелем, а также помещения, где размещены генератор и компрессор. Предусмотрена вентиляция кабины машиниста.

Вентиляция осуществляется с помощью электровентиляторов взрывозащищенного исполнения 9, 10 и 11, которые получают питание от инвертора, входящего в дополнительную систему электроснабжения переменного трехфазного тока 12. В случае появления в месте установки датчика концентрации природного газа, начиная с 0,8 % от объема воздуха, сигнализатор выдает сигнал. При этом электрическая система газотепловоза автоматически включает систему вентиляции локомотива, а также отключает подачу газа в газодизель, обеспечивая его дальнейшую работу на дизельном топливе.

Схема системы подготовки и подачи газа к газодизелю приведена на рис. 2. При работе газодизеля, начиная с 4-й по 8-ю позиции контроллера машиниста включительно, сжатый природный газ поступает из баллонов 1 через отсечные (разрывные) клапаны 2, вентиль 3, газовый фильтр 4 и электромагнитный вентиль 5 к редуктору давления I ступени 6, в котором давление понижается с 200 до 50 кгс/см2. После редуцирования газ нагревается в двух водяных нагревателях 7 и поступает в редуктор давления II ступени 8, где его давление уменьшается с 50 до 16 кгс/см2.

Затем редуцированный газ проходит третий водяной нагреватель 9 и поступает в регулятор давления III ступени понижения давления 10. В этом регуляторе давление газа преобразуется по величине в зависимости от величины сигналов, поступающих от управляющего регулятора 11. И далее газ поступает в газодизель 12. Температура газа на его входе контролируется при помощи термометра 13, измеритель которого находится на дополнительном пульте управления в кабине машиниста.

Также для регулирования температуры газового топлива предусмотрены датчики реле температуры 14, управляющие работой перепускных электромагнитных вентилей 15, установленных в трубопроводе подвода воды из газодизеля 12 к водяным нагревателям газа 7 и 9. После подогрева газа его температура замеряется с помощью термометров 16 и 17. Чтобы обеспечить защиту нагревателей газа от возможного повышения его давления на выходе из редуктора давления I ступени более 5,6 МПа (57 кгс/см2), в системе газоподачи имеется предохранительный клапан 18. Он сбрасывает избыток давления в атмосферу.

Давление сжатого природного газа в баллонах 1 измеряют манометром 19, после первой и второй ступеней редуцирования — манометрами 20, установленными на редукторе II ступени понижения давления 8. Давление газа на входе в газодизель определяют индикатором давления 21, который имеет приемник давления, расположенный в газовом трубопроводе после регулятора давления III ступени понижения давления 10, а также указатель давления, размещенный на дополнительном пульте управления в кабине машиниста.
Схема газового оборудования ЧМЭ3Г 1 — газовые баллоны; 2 — отсечные (разрывные) клапаны; 3 — вентиль; 4 — фильтр; 5, 25 — электромагнитные вентили; 6 — редуктор давления I ступени; 7, 9 — водяные нагреватели; 8 — редуктор II ступени понижения давления; 10 — регулятор III ступени понижения давления; 11 — управляющий регулятор; 12 — газодизель; 13, 16, 17 — термометры; 14 — датчики реле температуры; 15 — электромагнитные вентили; 18 — предохранительный клапан; 19 — манометр высокого давления; 20 — манометры; 21 — индикатор давления; 22, 23, 24 — датчики-реле давления (сигнализаторы); 26 — предохранительный клапан; 27 — угловой вентиль; 28 — заправочный штуцер; 29 — заправочный вентиль; 30 — обратный клапан; 31 — сливной вентиль.
Давление газа в системе газоподачи контролируют датчики реле (сигнализаторы): остаточного давления 22, а также его повышения 23 и понижения 24. Они прекращают работу газодизеля на газе при его выработке из баллонов, а также в случае повышения или понижения давления на входе в газодизель относительно заданных величин. Кроме того, датчики подают сигнал на перевод работы газодизеля на дизельное топливо и открывают электромагнитный вентиль 25 для сбрасывания газа. Чтобы защитить баллоны 1 от превышения рабочего давления, в системе газоподачи предусмотрен предохранительный клапан 26, который снижает излишнее давление выбросом газа «на свечу» в атмосферу.

Манометр высокого давления 19 подключен к трубопроводу через манометровый угловой вентиль 27. Он автоматически перекрывает трубопровод, идущий к манометру, в случае разрыва чувствительного элемента манометра. Заправлять газотепловоз сжатым природным газом можно с обеих его сторон через заправочные штуцер 28 и вентиль 29, а также обратный клапан 30. Для слива газа из баллонов служит вентиль 31.

Газотепловоз ЧМЭЗГ способен в диапазоне с 4-й по 8-ю позиции контроллера работать на сжатом природном газе с добавлением запальной порции дизельного топлива или полностью на последнем. Для пуска дизеля и его работы до 3-й позиции используется только дизельное топливо. В режиме эксплуатации на дизельном топливе газотепловоз работает, как и обычный тепловоз с нулевой по 8-ю позиции контроллера.

При поставке газового оборудования с ОАО «БМЗ» и АО «ПДЗ» переоборудовать маневровые тепловозы для работы на природном газе можно непосредственно в депо. Согласно расчетам, внедрение газотепловозов обеспечит не только экономию эксплуатационных расходов, но и значительное снижение экологического ущерба от их работы.{informer=3}

Видео

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ