Оцените нашу работу :)


Подвижной составОтечественные локомотивыТепловозыГрузовой тепловоз

Тепловоз 2ТЭ116. Обзор выпущенных модификаций

Тепловоз 2ТЭ116. Обзор выпущенных модификаций
Lisa Scholfield
Опубликовал Карен Саркисян
Содержание
2ТЭ116 - магистральный грузовой двухсекционный тепловоз выпускавшийся в период с 1972 по 2015 годы на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе (Луганский тепловозостроительный завод), во время чего тепловоз неоднократно модернизировался и получал обозначение 2ТЭ116У, 2ТЭ116УР, 2ТЭ116УД и другие.

На главную раму устанавливали кабину машиниста. В нее были внесены конструктивные изменения, а именно размещение балласта для хорошего распределения нагрузок. Кузов вагонного типа такой же как и у тепловозов 2ТЭ10М, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В и опирается на пару трехосных тележек.

Расположение основного механического и электрического оборудования на секции тепловоза 2ТЭ116 первых выпусков.

Схема тепловоза 2ТЭ116

Схема тепловоза 2ТЭ1161 - кабина машиниста; 2 - кузов над высоковольтной камерой; 3 - выпрямительная установка; 4 - вентилятор выпрямительной установки; 5 - антенна; 6, 9 - воздушные фильтры; 7 - дизель; 8 - кузов над дизелем; 10 - вентилятор холодильника; 11 - шахта охлаждающего устройства; 12 - опора кузова; 13 - шкворень; 14 - топливный бак; 15 - аккумуляторная батарея; 16 - букса; 17 - тележка; 18 - пульт управления; 19 - высоковольтная камера; 20 - вентилятор генератора; 21 - водомасляный теплообменник; 22 - компрессор; 23 - секции радиатора; 24, 27 - вентиляторы тяговых электродвигателей; 25 - воздухоочиститель дизеля; 26 - тяговый генератор.

Устройства тепловоза 2ТЭ116

Оборудование тепловоза в большинстве случаев совпадает с установками других тепловозов более ранних выпусков. Зачастую на локомотиве проводили замену на более новые и мощные аппараты. Ниже я приведу список оборудования 2ТЭ116:
  • Электродвигатель ЭД-107А, ЭД-118А;
  • Аккумуляторные батареи 48-ТН-450;
  • Стартер-генератор ПСГУ2;
  • Кран машиниста №394
  • Кран вспомогательного тормоза №254
  • Воздухораспределитель №270;
  • Дизель-генераторная установка 1А-9ДГ, состоящая из дизеля 1А-5Д49;
  • Синхронный тяговый генератор ГС-501А;
  • Однофазный возбудитель ВС-650В;
  • Компрессор КТ-7.
Начиная с 1976 года в конструкцию начали вносить различные изменения, такие как установка новой модели крана машиниста №395 и воздухораспределителя №483. Также внесли исправления и в конструкцию опоры кузова (установлены комбинированные опоры). Эти опоры нашли применения в последующих выпусках тепловоза 2(3)ТЭ10М(В) и 4ТЭ10С.

Схема топливной системы 2ТЭ116

Схема топливной системы тепловоза 2ТЭ116 1 — бак для топлива; 2, 23 — заливные горловины; 3, 22 — фильтры грубой очистки; 4, 8 — карманы для ртутных термометров; 5 — топливоподкачивающий насос; 6 — фильтр тонкой очистки; 7, 9, 21 — штуцера; 10 — топливный насос; 11 — форсунка; 12 — вентиль; 13 — перепускной клапан; 14, 16 — предохранительные клапаны; 15 — невозвратный клапан; 17 - дроссель; 18 — топливоподкачивающий агрегат; 19 — труба для слива топлива с полок дизель-генератора и плиты топливоподкачивающего агрегата; 20 — подогреватель топлива; 24 - заборное устройство; 25 — клапан для слива отстоя.

Схема масляной системы 2ТЭ116

Схема масляной системы тепловоза 2ТЭ1161 — грибки для приемников электрических термометров; 2 — бонки для датчиков-реле температуры; 3 — карман для ртутного термометра; 4 — полнопоточный фильтр; 5-8, 12, 14, 19, 20 - вентили; 9, 15 - пробки; 10 — грибки для приемников давления электрических манометров; 11 — дизель-генератор; 13, 16 — краны; 17, 18, 21, 22 - штуцера для манометров.

Схема системы охлаждения 2ТЭ116

Схема системы охлаждения тепловоза 2ТЭ1161, 21 — секции радиатора; 2 — соединительная галош; 3 — бонки для электротермометров; 4 — бак для воды санузла; 5 — подогреватель топлива; 6 — штуцера для манометров; 7 — патрубки для ртутных термометров; 8 — реле уровня; 9 — расширительный бак; 10 — паровоздушный клапан; 11 — водомерное устройство; 12 — штуцер для регулятора разрежения; 13 — пробки для слива из полости привода насосов; 14 — пробки для слива; 15 — дизель-генератор; 16 — отопительно-вентиляционный агрегат; 17 — штуцерный вентиль для выпуска воздуха; 18 — невозвратные клапаны; 19 — ручной насос; 20 — бонки для датчиков-реле температуры; 23—37, 41 — вентили; 42, 43, 47 — краны (номера вентилей и кранов соответствуют номерам на бирках, прикрепленных к ним).

Расположение аппаратов на пульте управления

Расположение аппаратов на пульте управления1 — реверсивная рукоятка; 2 — контроллер машиниста; 3 — амперметр зарядки батареи и указатель повреждений; 4 — вольтметр и амперметр тягового генератора; 5, 11 — лампы проверки бдительности; 6 — электроманометры масла І и II секций; 7 — электротермометры масла и воды I секции; 8 — тумблер топливного насоса и пуска дизеля 5 секции; 9 — указатель скорости; 10 — тумблер топливного насоса и пуска дизеля II секций; 12 — электротермометры масла и воды II секции; 13 — кнопка аварийной остановки дизеля; 14 — манометры тормозной системы; 15 — лампа пропуска сигнала бдительности; 16 — кнопка проверки бдительности; 17 — тумблеры (слева направо); управления тепловозом, движения, холостого хода 1 и II секции, контроля сигнальных ламп, управления переходом, буферных фонарей и прожектора; 18 — тумблеры и кнопки (слева направо): управления холодильником, мотор-вентиляторов (4 тумблера), освещения кабины, зеленого света, освещения пульта, регулятор подсветки пульта, кнопка переключения лампы красно-желтого огня; 19 — тумблеры и кнопки (слева направо): указателя повреждений, определения неисправной секции, переключатель тормозной силы, тумблеры ЭДТ, ограничения боксования, автоматической подачи песка, кнопки подачи песка под 1-ю ось; вызова машиниста, тумблеры фильтра АЛСН, яркости сигналов проверки бдительности, кнопка проверки АЛСН.

2ТЭ116А

Тепловоз 2ТЭ116АСерия 2ТЭ116А ставшая прототипом тепловоза 4ТЭ130 и унифицированной версией 2ТЭ121 был построен в 1980-х года на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе (ныне Луганский тепловозостроительный завод) в УССР.

Вид перевозок: грузовые. В обозначении серии тепловоза «А» означает унификацию с оборудованием тепловозов 2ТЭ121 и 4ТЭ130: по тяговому агрегату, централизованному воздухоснабжению электрических машин, съёмной кабине машиниста на амортизаторах, ЭДТ, кузову и другим узлам. Первая партия тепловозов оборудована ТЭД типа ЭД-125Б, вторая - ЭД-118Б. Длина тепловоза: 2x21000 мм. Остальные габаритные и тягово-мощностные характеристики этой модификации одинаковы с характеристиками базовой серии 2ТЭ116.

2ТЭ116Г

Тепловоз 2ТЭ116Г2ТЭ116Г — тепловоз на газовом топливе. Состоит из 3-х секций — двух дизельных и одной криогенной с газификатором. На тепловозе применен газодизель-генератор типа 1ГДГ с электронной системой контроля, регулирования и защиты дизеля (СКРЗД-З), введены дополнительные системы подачи воды и газа в дизель, управления газовой аппаратурой, контроля и защиты, сигнализации, включения газа («Щит-2-1»), вентиляции отсеков электроооборудования, газовой аппаратуры, дистанционного отцепа дизельных секций от криогенной. Построен в 1987-88 году. Бустерная криогенная секция унифицирована с аналогичной секцией тепловоза 2ТЭ10Г.

Схема тепловоза 2ТЭ116Г

Схема тепловоз 2ТЭ116Г1 - тормоз ручной; 2 - испаритель; 5 - вентиляторы кузова; 4 - резервуары газификатора; 6,8 - межтепловозные соединения; 7 - блок пневмоэлектроклапанов; 9 - переходная площадка; 10 - трансформатор; 11 - автосцепка; 12 - баллон высокого давления; 13 - трубопровод тормоза; 14 - тележка; 15 - адсорбер; 16 - резервуар тормозной. 17 - электрический котел подогрева воды; 18 - электронасос; 19 - испаритель наддува; 20, 22, 31, 34 - кассеты забора воздуха в кузов; 21 - панель сигнализатора; 23 - огнетушитель газового пожаротушения; 24 - кассета; 25 - вентилятор охлаждения инверторов; 26 - шкаф электрооборудования; 27, 29 - инверторы; 30 - тифон вызова помощника машиниста; 32 - теплообменник водогазовый; 33 - резервуар порошкового пожаротушения; 28 - мотор-компрессор.

Схема криогенной секции тепловоза 2ТЭ116Г

Схема криогенной секции тепловоз 2ТЭ116Г1 - кабина машиниста; 2 - резервуар порошкового пожаротушения; 3 - огнетушитель газового пожаротушения; 4 - антенна; 5 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 6 - вентилятор охлаждения выпрямительной установки; 7 - выпрямительная установка; 8 - вентилятор кузова; 9 - вентилятор охлаждения тягового генератора; 10 - кассета очистки воздуха для электрических машин; 11 - глушитель; 12 - бак для воды; 13 - система осушки сжатого воздуха; 14 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 15 - тормозной компрессор; 16 - жалюзи верхние; 17 - вентилятор холодильной камеры; 18 - переходной тамбур; 19 - автосцепка; 20 - тяговый электродвигатель; 21. 28 - тележки; 22 - аккумуляторная батарея; 23 - топливный бак; 24 - маслопрокачивающий агрегат; 25 - главная рама; 26 - тяговый генератор; 27 - рессорное подвешивание; 29 - гаситель колебаний; 30 - резинометаллическая опора; 31, 32 - главные резервуары; 33 - путеочиститель; 34 - тифон; 35, 63 - передние бункеры для песка; 36 - кран машиниста; 37 - кран вспомогательного тормоза; 38 - сиденье машиниста; 39, 40, 60 - высоковольтные камеры; 41 - возбудитель; 42 - канал бокового забора воздуха; 43 - охладитель масла; 44, 53 - воздухоочистители дизеля; 45, 59 — электродвигатели вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей; 46 - фильтр тонкой очистки масла; 47, 50 - радиаторные секции; 48, 49 - задние бункеры для песка; 51 - жалюзи боковые; 52 - санузел; 54 - агрегат топливоподкачивающий; 55 - подогреватель топлива; 56 - газодизель; 57 - стартер-генератор; 58 - блок выпрямителей управления возбуждением; 61 - тормоз ручной; 62 - пульт управления.

2ТЭ116К

Тепловоз 2ТЭ116КВид перевозок - грузовые. В обозначении модернизированного тепловоза 2ТЭ116К «К» означает «Коломенский усовершенствованный дизель (1А-5Д49 исп.З)». Тепловоз оборудован усовершенствованной системой управления и системой поосного регулирования силы тяги, позволяющей исключить боксование (позже она применена на тепловозах 2ТЭ116У). Остальные показатели одинаковы с 2ТЭ116.

2ТЭ116КМ

Тепловоз 2ТЭ116КМВид работы: грузовая. 2-х секционный с одной кабиной управления в секции. Осевая формула: 2(Зо-Зо). Габарит: 1-Т. Колея: 1520 мм. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Базовая серия: 2ТЭ116 (тележки, кузов), ЭДТ. Мощность номинального режима: 2x2650=5300 кВт (2x3600=7200 л.с.). Дизель-генератор: 18-9ДГ. Дизель: форсированный 16ЧН26/26 КТЗ РФ. Генератор тяговый УЭТМ: ГСТ2800-1000У2 переменного тока. Электродвигатели тяговые ЭТМ: ЭДУ-133 постоянного тока, 350 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x295 кН (2x30 тс). Служебная масса: 2x138 ± 4,14 тс. Осевая нагрузка: 226 ± 6,98 кН (23 ± 0,69 тс). Скорость длительного режима работы: 24 км/час. Конструкционная скорость: 100 км/час (27,8 м/с). Длина тепловоза: 2 х 18150 мм, ширина: 3080 мм, высота: 5104 мм. Объём топливных баков: 2x6680 кг. Запас воды: 2x1250 л. Запасы (1 с.): масла 1250 л, песка 1160 кг.

2ТЭ116У, 3ТЭ116У и 2ТЭ116УП

Тепловоз 2ТЭ116У
Вид работы: тяжёлая грузовая магистральная. Двухсекционный с одной кабиной управления в секции. Осевая формула: 2(Зо—Зо). Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Колея: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Прототип: 2ТЭ116 и его тележки. Мощность номинальная: 2x2650=5300 кВт (2x3604=7208 л.с.). Дизель-агрегат: 18-9ДГ КТЗ. Дизель: типа 1-5Д49 (16ЧН26/26) КТЗ. Агрегат тяговый: генератор ЭТМ переменного тока, 2460 кВт (до ВУ). Электродвигатели тяговые: типа ЭД—133 постоянного тока, 376 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x323,6 кН (2x33 тс). Служебная масса: 2 с.х139±4,17 тс. Осевая нагрузка: 23,17±0,695 тс. Скорость длительного режима 27 км/час. МП система УД. Конструкционная скорость: до 100 км/час. Длина по АСУ, мм: 2x18150, ширина: 3080, высота: 5216. Запасы, кг: дизтоплива - 2Х6681, воды 2x1250, масла - 2x1250, песка - 2x1166 кг.

3ТЭ116У

Тепловоз 3ТЭ116УВид работы: тяжёлая грузовая магистральная. Трёхсекционный, по торцам 2 кабины управления. Осевая характеристика: 2(Зо—Зо). Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Колея: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Прототип: 2ТЭ116 и его тележки. Мощность номинальная: 3x2650=7950 кВт (3x3604=10812 л.с.). Дизель-агрегат: 18-9ДГ КТЗ. Дизель: типа 1-5Д49 (16ЧН26/26) КТЗ. Агрегат тяговый: генератор ЭТМ переменного тока, 2460 кВт (до ВУ). Электродвигатели тяговые: ЭД-133 постоянного тока, 376 кВт. Сила тяги длительного режима: 3Х323,6 кН (3x33 тс). Служебная масса (экипировка): 3Х139±4,17 тс. Осевая нагрузка: 23,17±0,7 тс. Скорость длительного режима работы: 27 км/час. Микропроцессорная система управления ДГ. Конструкционная скорость: 100 км/час. Длина по АСУ, мм: 2x18150, ширина: 3080, высота: 5216. Запасы, кг: дизтоплива Зх6681, масла 3x1250, воды 3x1250 л, песка 3x1166 кг.

2ТЭ116УМ

Тепловоз 2ТЭ116УМГрузопассажирский тепловоз серии 2ТЭ116УМ — модификация для Монголии с улучшенной системой очистки наддувочного воздуха и увеличенной мощностью дизелей в широком диапазоне температур (от - 50 до + 40°С). Имеют собственную нумерацию, начатую с 001. Построено 31 локомотивов. На тепловозе 2ТЭ116УМ-0062 с увеличенной до 3015 кВт (4100 л.с.) мощностью дизеля, произведенный для Улан-Баторских железных дорог Монголии, в связи с чем незначительно изменена задняя часть крыши его секций. В обозначении серии тепловоза «М» - означает заказ Монгольских дорог. С ЛТЗ в МНР тепловозы перегоняются в холодном состоянии.

2ТЭ116УД и 2ТЭ116УР

Тепловоз 2ТЭ116УДВид работы: тяжёлая грузовая магистральная. Двухсекционный с одной кабиной управления в секции. Осевая формула: 2(Зо—Зо). Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Колея: 1520 мм. Минимальный радиус кривой: 125 м. Прототип: 2ТЭ116 и его тележки. Мощность номинальная: 2x2650 кВт (3604 л.с.)=5300 кВт (7208 л.с.). Дизель: GEVO V12 «General Electric», США. Тяговый агрегат: переменного тока, А723МУ2 ЭТМ, мощность до ВУ: 2460 кВт. Электродвигатели тяговые: типа ЭД—133 постоянного тока, 376 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x323,6 кН (2x33 тс). Служебная масса: 2 секциих139±4,17 тс. Осевая нагрузка: 23,17±0,695 тс. Скорость длительного режима: 27 км/час. Микропроцессорная система управления дизелем. Конструкционная скорость: 100 км/час. Длина по АСУ, мм: 2x18150, ширина: 3080, высота: 5216. Запасы, кг: дизтоплива 2Х6681, масла 2x1250, воды 2x1250 л, песка 2x1166 кг На секцию тепловоза 2ТЭ116УР запланирована установка ДГУ с дизелем типа 20V4000R43(R63) фирмы MTU (Германия): мощность 2700 кВт (3672 л.с.), 20 цилиндров, 2 турбокомпрессора, 4-х тактные, 1800 мин -1 (аналогично как на тепловозах серии 2ТЭ25АМ БМЗ).

Видео

Комментарии (4)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
juriivasilev
#1 juriivasilev Посетители 14 апреля 2017 15:04
Уважаемый автор! Прочитав данную статью, сравнив ее с версией википедии, не нашел отличий, прошу Вас, редактировать статью, используя техническую литературу и документацию по данным сериям тепловоза, особое внимание уделите на систему воздухоснобжения тормозной оборудования. С уважением Юрий Васильев.
Карен Саркисян
#2 Карен Саркисян Администратор 14 апреля 2017 16:20
juriivasilev, Ув. Юрий Васильевич! Как по мне, статья более информативна чем материал на ресурсе упомянутом вами. У нас претставленны технические характеристики к модификациям тепловоза, схемы и фотографии.
Спасибо что уделили время на комментарий, мы его учтем и будем стараться работать еще лучше!
juriivasilev
#3 juriivasilev Посетители 14 апреля 2017 16:31
Спасибо за ответ, но все же обратите внимание на серию компрессора, в вашей статье есть погрешность, так как компрессор КТ-7  не устанавливался на тепловоз 2ТЭ116 
Карен Саркисян
#4 Карен Саркисян Администратор 17 апреля 2017 18:35
juriivasilev, В ближайшее время нами будет перепроверена информация и внесены поправки.
С Уважением, Администрация!
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ