Подвижной составОтечественные локомотивыТепловозыГрузовой тепловоз

Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М
Lisa Scholfield
Опубликовал Карен Саркисян
Содержание
Вот и началось плановое обновление нашего портала... Я стараюсь дать старым материалам новую жизнь. Сегодня у нас будет рассмотрен тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М, которые вошли в небезызвестную серию тепловозов 2ТЭ10. В период с 1981 по 1990 год было построено 4152 двух- и трехсекционных локомотивов этих серий.

Конструкторы настолько хорошо продумали концепцию советского тепловоза что в нем можно обозначить следующие изменения от предыдущих серий 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л:

  • Управление 3-мя секциями с одной кабины машиниста;
  • Электрический отпуск тормозов;
  • Три межсекционных соединения;
  • Возможность переговоров между секциями;
Устройство тепловоза 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Устройство тепловоза 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

1 – приемные катушки АЛСН; 2 – двухмашинный агрегат; 3 – ящик дешифратора и усилителя АЛСН; 4 – электродвигатель отопительно-вентиляционного аппарата; 5 – прожектор; 6 – локомотивный светофор; 7 – электропневматический клапан; 8 – громкоговоритель радиостанции; 9 – электродвигатель вентилятора кузова; 10 – световой номер; 11 – блокировка валоповоротного устройства; 12 – реле сбора нагрузки; 13 – реле остановки дизеля; 14 – коробка распределительная «Д» на дизеле; 15 – комбинированное реле давления; 16 – электропневматические вентили открытия жалюзи; 17 – тяговый электродвигатель; 18 – буферный фонарь; 19 – пульт управления радиостанции; 20 – пульт управления тепловозом; 21 - скоростемер; 22 – переговорное устройство; 23 – кнопка маневровой работы; 24 – антенно-согласующее устройство радиостанции; 25 – правая аппаратная камера; 26, 27 – блоки радиостанции; 28 – трансформатор стабилизирующий; 29 – левая аппаратная камера; 30 – тяговый генератор; 31 – электродвигатель маслопрокачивающего насоса; 32 – разъемы пожарной сигнализации; 33 – электродвигатель топливопрокачивающего насоса; 34 – коробка распределительная «К» на дизеле; 35 – аккумуляторные ящики; 36 – датчики пожарной сигнализации; 37 – объединенный регулятор дизеля; 38 – синхронный возбудитель; 39, 40 – датчики-реле Т35; 41 – коробка распределительная; 42 – электропневматический клапан песочницы задней тележки; 43 – розетка междутепловозного соединения; 44 – задний красный буферный фонарь; 45 – задний белый буферный фонарь.
Мощность тепловоза 2ТЭ10М составляла 4412 кВт, а у тепловоза 3ТЭ10М – 6612 кВт.

На тепловозах 2ТЭ10М и 3ТЭ10М устанавливались одинаковые секции (А и Б). В случае с 3ТЭ10М еще входила 3-я секция, которая обозначалась как «В». В средней секции не было установлено кабины машиниста, но имела возможность самостоятельного передвижения.

Секции соединялись автосцепным устройством СА-3 имели межтамбурные переходы для безопасного передвижения локомотивной бригады между секциями тепловоза.

Кузов тепловоза был размещен на несущей главной раме. В свою очередь, кабина машиниста была застеклена 3-х слоеным стеклом и имела люки вентиляции. Через люки на крыше была возможность снять компрессоры и другое оборудование.

Магистральные тепловозы ТЭ10М оснащаются дизель-генератором 10Д100, созданного на базе дизеля 2Д100. Выработанный ток поступает на шесть тяговых электродвигателей типа ЭД-118А и ЭД-118Б, которые в свое время через одноступенчатые тяговые редукторы приводят в работу колесные пары локомотива.

2ТЭ10М технические характеристики:

Род службы — грузовой. Базовая серия -- 2ТЭ10В. Ширина колеи — 1520 мм. Двухсекционный с одной кабиной управления в секции. Модификации: 2ТЭ10МП (промышленный); ЗТЭ10М, 2ТЭ10Г (с газодизелем 10Д100Г и промежуточной криогенной секцией СПГ); 2(3)ТЭ10МК с дизелем 2Д49 (16ЧН26/26) КТЗ с кузовом вагонного типа (модернизация при проведении КРП, КР на ЛРЗ); 2ТЭ10МК-КН - дизель 2Д49 (16ЧН26/26) КТЗ, кузов капотного типа; 2ТЭ10СЕ с кузовом вагонного типа. Осевая характеристика: 2(Зо-Зо). Мощность номинального режима работы: 2 х 2206 = 4412 кВт (2 х 3000 = 6000 л.с.). Дизель 10Д100 (10ДН20,7/25,4x2) ПО ЗМ. Генератор тяговый ЭТМ: ГП-311БУ2 постоянного тока, до 2000 кВт. Электродвигатели тяговые: ЭД—118Б постоянного тока, 305 кВт. Сила тяги длительного режима: 2x244 кН (2x24,96 тс). Служебная масса: 2 х 138 тс ± 3 %. Осевая нагрузка: 225,5 кН (23 тс) ± 3 %. Скорости: длительного режима работы/конструкционная 24,6 / 100 км/час. Длина, ширина, высота 2x16969 мм, 3080 мм, 4948 мм. Габарит: 1-Т. Диаметр колёсных пар: 1050 мм. Запасы (1 с.): топлива 6300 л, воды 1450 л, масла 1500 л, песка 1006 кг.

3ТЭ10М технические характеристики:

Род службы — грузовой. Базовая серия — ЗТЭ10В. Ширина колеи -- 1520 мм. Трёхсекционный с одной кабиной в крайних секциях. Осевая характеристика: З(Зо-Зо). Мощность номинального режима 3-х секций: 3x2206 = 6618 кВт (3x3000 = 9000 л.с.). Габарит: 1-Т. Дизель 10Д100 (10ДН20,7/25,4x2) ПО ЗМ. Генератор тяговый ЭТМ: ГП—311БУ2 постоянного тока, мощность до 2000 кВт. ТЭД: ЭД- 118Б постоянного тока, 305 кВт. Сила тяги длительного режима: 3x248 кН (3x24,96 тс). Осевая нагрузка: 225,5 кН (23 тс) ± 3 %. Служебная масса: 3x138 тс ± 3 %. Скорости: длительная/конструкционная — 24,6 / 100 км/час. Диаметр новых колёсных пар: 1050 мм. Длина, ширина, высота: 3x16969 мм, 3080 мм, 4948 мм. Запасы (1 секция): топлива—6300 л, воды-1450 л, масла—1500 л, песка—1006 кг.

Масляная система тепловоза 2ТЭ10М

Масляная система 2ТЭ10М
1 – автоматический привод; 2 – вентили; 3 - дроссели; 4 – фильтр тонкой очистки; 5 – пробка для выпуска воздуха; 6 – редукционный клапан; 7 – фильтр грубой очистки; 8 – разгрузочный клапан; 9 – масляный насос центробежного фильтра; 10 – задний распределительный редуктор; 11 – масляный насос дизеля; 12 – центробежный насос; 13 – заправочная труба; 14 – сливная труба; 15 – манометр давления масла в редукторе; 16 – передний распределительный редуктор; 17 – маслопрокачивающий насос; 18 – электроманометр температуры масла на выходе из дизеля; 19 – электроманометр давления масла в верхнем коллекторе дизеля ведущей секции; 20 – электроманометр давления масла в верхнем коллекторе дизеля ведомой секции; 21 – пульт приборов в кабине; 22 – дизель-генератор; 23 – невозвратный клапан; 24 – электроманометр давления масла в верхнем коллекторе дизеля ведущей секции; 25 - термореле; 26 – приборный щит; 27 – манометр давления масла в заднем распределительном редукторе; 31 – манометр давления масла до фильтра тонкой очистки; 32 – манометр давления масла перед гидромуфтой; 33 – манометр давления масла до фильтра грубой очистки; 34 – манометр давления масла после фильтра грубой очистки; 35 – термометр температуры масла после теплообменника; 36 - теплообменник; 37 – вентиль для выпуска воздуха и отбора пробы масла; 38 – гидропривод вентилятора.

Топливная система тепловоза 2ТЭ10М

Топливная система тепловоза 2ТЭ10М
1 – клапан предохранительный; 2 – трубопровод отвода просочившегося топлива из форсунок; 3 – подогреватель топлива; 4 – вентиль для выпуска воздуха из системы; 5 – топливный бак; 6 – заборное устройство; 7 – щуп для замера топлива; 8 - отстойник; 9 - вентили; 10 – горловина заправочная; 11 – клапан аварийного питания; 12 – фильтр грубой очистки топлива; 13 – топливоподкачивающий агрегат; 14 – дизель-генератор; 15 – топливный коллектор; 16 – клапан перепускной; 17 – фильтр тонкой очистки; 18, 19 – манометры давления топлива; 20 – демпфер.

Водяная система тепловоза 2ТЭ10М

Водяная система тепловоза 2ТЭ10М
1 - горловина; 2 – водяной бак; 3 – водомерное стекло; 4 – банка для продувки системы; 5 – карман для ртутного термометра; 6 – дизель-генератор; 7 - воздухоохладитель; 8 – заправочная горловина; 9 – вентиль для слива воды; 10 - теплообменник; 11 – секция радиатора.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ