Восстановительные работы

Зарубежный опыт аварийно-восстановительных работ

Зарубежный опыт аварийно-восстановительных работ
Большое значение для повышения эффективности производства аварийно-восстановительных работ на железных дорогах имеет изучение опыта организации и технической оснащенности аварийно-восстановительных служб за рубежом. Если в нашей стране ликвидация железнодорожных транспортных происшествий в основном осуществляется восстановительными поездами, то за рубежом в большинстве случаев эту задачу решают аварийно-восстановительные летучки и автомобили, которые способны передвигаться как по рельсам, так и по шоссейным дорогам. Для ликвидации тяжелых последствий, возникающих при авариях и крушениях подвижного состава, который при этом загромождает путь, за рубежом применяют восстановительные поезда и службы Гражданской обороны-Во многих странах созданы специальные аварийно-восстановительные средства для работы в тоннелях и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

Остановимся на особенностях организации аварийно-спасательных и восстановительных служб за рубежом. Основополагающими вопросами, которые учитываются при организации указанных служб, являются: ускорение процедуры оповещения и сбора персонала; ускорение движения и приоритетная отправка восстановительных поездов; упрощение технологических операций по приведению в действие систем оказания' необходимой помощи; совершенствование методик восстановления; улучшение профессиональной подготовки персонала путем проведения периодических учений.

При этом в восстановительном процессе в зависимости от важности выполняемых работ выделяют три уровня мероприятий: локальные мероприятия на второстепенных железнодорожных станциях и путях, которые непосредственно не участвуют в обеспечении движения; мероприятия на линиях или путях, непосредственно обеспечивающих движение поездов, требующие восстановительных работ среднего масштаба; серьезные восстановительные мероприятия, требуюшие использования особых методов и средств по ликвидации исключительно трудоемких последствий.

Решение этих вопросов можно проиллюстрировать на примере издания аварийно-восстановительной службы на железных дорогах Италии. На сез:и дорог Италии в определенных пунктах расположены 23 стационарных поста технической помощи, на которых размещены подъемочное оборудование и приспособления. Наряду со стационарными постами, на линии находится 27 передвижных постов, предназначенных для проведения локальных восстановительных мероприятий. Эти посты оснащены гидравлическими домкратами, развивающими усилие от 60 до 100 кН, специальными балками для перемещения легкового подвижного состава и другими приспособлениями для ликвидации сходов.

Для оперативного прибытия на место аварии имеются транспортные средства на комбинированном ходу «шоссе—рельсовый путь», оснащенные оборудованием по типу передвижных постов. Преимущества таких транспортных средств проявляются прежде всего в условиях развитой сети шоссейных дорог, так как в этом случае автосредства прибывают на место происшествия значительно раньше железнодорожных восстановительных средств, не прерывая движения поездов.

Заслуживают внимания созданные в начале 70-х годов современные вагоны-мастерские по оказанию технической помощи. Существует два типа вагонов-мастерских: двухосные вагоны для проведения восстановительных работ среднего масштаба (25 единиц); многоосные вагоны для проведения крупномасштабных работ (27 единиц). Радиус основного района обслуживания для вагонов-мастерских составляет в среднем 120—150 км. При определении радиуса основного района обслуживания исходят из анализа ряда факторов: значимость линии; интенсивность движения; максимальное время, необходимое для достижения места работ, н т. д.

Вагоны-мастерские оснащены оборудованием, которое можно выделить в четыре обособленные группы:
  • энергетическое оборудование (переносное и стационарное) для обеспечения потребителей электроэнергией, сжатым воздухом и рабочей жидкостью;
  • подъемное оборудование, включающее гндродомкраты вертикального подъема, развивающие усилие от 100 до 1350 кН, и домкраты горизонтального перемещения, облегченные балки для поперечного перемещения длиной от 1100 до 4400 мм, .несущие тележки и двигатели для буксировки поднятых единиц подвижного состава, пневмоподушки для первичного подъема;
  • такелажные приспособления и приспособления для соединения тележек с рамой подвижного состава: запасные тележки, подставки типа «ложная букса», гидравлические ножницы и разжимы для работы с деформированными структурами, оборудование для кислородно-пропановой резки, ручные талл и домкраты, цепи, тросы и др.;
  • средства индивидуальной защиты и связи: защитные комбинезоны, обувь, рукавицы, респираторы для персонала, противогазы для работы в зонах, пораженных вредными жидкостями или газами; приемо-передающие радиоустройства для координации и управления восстановительными работами, а также средства жизнеобеспечения персонала, если ему приходится работать в особых климатических условиях или в условиях, связанных с риском для жизни.
Кроме указанных технических средств, при восстановлении движения применяются также различные виды тягачей, бульдозеров, подъемных кранов на автомобильном ходу. Что касается кранов на железнодорожном ходу, то на итальянских дорогах применяются краны типа ЕДК, описание которых приведено в главе 2.

Практически во всех зарубежных странах для ликвидации тяжелых последствий, возникающих при авариях и крушениях подвижного состава, применяют восстановительные поезда. Имеющееся на них оборудование позволяет поднимать подвижной состав и ставить его на рельсы. Комплект спасательного устройства состоит из мотор-иасосного агрегата, механического режущего прибора с гидроприводом, ручного насоса, гидравлических шлангов и цепной подвески с двумя соединительными цепями с петлями и укороченными зубцами, одной цепи с укороченным зубцом и одной цепи с раздвоенным крюком.

Все это оборудование массой около 115 кг размещается в трех специальных контейнерах таким образом, что каждый контейнер могут переносить два человека. Спасательные устройства закреплены за конкретным персоналом восстановительных поездов. Руководит их работой начальник восстановительного поезда.

На железных дорогах Франции используются восстановительные средства трех категорий: тяжелый восстановительный поезд; средний восстановительный поезд; вагон технической помощи. Тяжелый восстановительный поезд состоит из нескольких вагонов для размещения оборудования и необходимых восстановительных материалов, рассчитан на использование в радиусе 150—250 км от места своей приписки (дислокации) и может передвигаться со скоростью до 100 км/ч. Восстановительный поезд является мощным средством для подъемки подвижного состава, причем способен выполнять эту работу на электрифицированных участках без демонтажа контактной сети, используя в этих целях специальные накаточные балки. Всего на железных дорогах Франции имеется 54 таких поезда.

Основным оборудованием поезда являются:
  • подъемно-передвижные балки из легких сплавов: две — с вылетом 3,25 м, массой до 200 кг, одна — с вылетом 2 м, массой 125 кг и две—с вылетом 1,08 м, массой 75 кг;
  • комплект гидродомкратов, состоящий из гидравлического насоса с электроприводом, ручного гидронасоса и домкратов для подъемки подвижного состава. В комплекте подъемных средств имеются домкраты трех типов: грузоподъемностью 75 т с ходом поршня 200 мм—3 шт.; до 75 т с ходом поршня 235 мм —  3 шт.; до 20 (50, 100) т с ходом поршня 180 (120, 60) мм —  3 шт. Каждый комплект домкратов имеет инвентарные прокладки для перестановки домкрата при подъеме подвижного состава;
  • вагон-электростанция, в котором установлен электрогенератор мощностью 15 кВт, вырабатывающий ток напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Для освещения места работ в комплекте электростанции имеются специальные выносные прожекторы, которые могут работать как от основной электростанции, так и от передвижной мощностью 1 кВт.
Тяжелый восстановительный поезд снабжен комплектом инструментов для выполнения восстановительных работ, запасом рельсов и шпал для восстановления пути.

Средний восстановительный поезд и вагон технической помощи предназначены для ликвидации крушений ограниченного масштаба. Средних восстановительных поездов на сети дорог Франции 42. Они используются для подъемки подвижного состава массой до 50 т, а вагон технической помощи — до 25 т. Применяются также краны на рельсовом ходу различных конструкций: облегченные и мостовые краны грузоподъемностью 45 т, краны грузоподъемностью 57, 75 и 90 т для постановки на рельсы тяжелых четырехосных грузовых вагонов.

Зарубежная практика показывает, что при крупных катастрофах на железных дорогах специальные аварийные железнодорожные службы, как правило, запаздывают к месту происшествия. Автодорожные аварийные службы прибывают к месту крушений значительно раньше, поэтому широко применяются экипажи на рельсово-безрельсовом ходу, к примеру, на государственных железных дорогах Германии. Основой такого-экипажа послужила машина «Унимог» фирмы «Даймер-Бенц» (мощность двигателя 66 кВт, длина рамы 4687 мм). Максимальная скорость движения по рельсовому п\ти 50 км ч, по безрельсовому — 65 км/ч. Оборудованы экипажи лишь самыми необходимыми устройствами для восстановительных работ, поскольку их грузоподъемность составляет 2 т.

Если расстояние до места работ не очень велико, экипаж следует по автодороге и переходит на рельсы на любом пересечении с железной дорогой (в одном уровне с автодорогой). В условиях работы на сортировочных станциях преимущество такого экипажа в том, что он имеет возможность двигаться поперек сортировочных путей, а непосредственно на месте схода с рельсов подвижного состава не занимает путем. Экипаж легко пересекает рельсовые и стрелочные переводы и съезжает с рельсов. Бригада включает 5 чел., в том числе водителя.

На австрийских федеральных железных дорогах используются специальные грузовые автомобили типа «Мерседес» при устранении небольших аварий. Скорость его движения 80 км/ч. Время сбора личного состава автомобиля и выезда на аварию - значительно меньше, чем восстановительного поезда.

На британских железных дорогах для проведения восстановительных работ широко используется новое восстановительное транспортное средство на рельсово-безрельсовом ходу, изготовленное фирмой «Браф» и предназначенное для постановки на рельсы вагонов после аварии. Максимальная грузоподъемность его 150 т. По автомобильной дороге экипаж перемещается как обычный грузовой автомобиль с двумя ведущими осями. Для использования на пересеченной местности можно выбрать вариант автомобиля с четырьмя ведущими осями. Когда быстрее можно добраться к месту аварии по железной дороге и когда есть необходимость использовать транспортное средство в качестве тяги для постановки на железнодорожный путь вагонов, преимущество имеет автомобиль на четырех колесах, используемый в самоходном режиме.

Расширяется применение на восстановительных работах автодорожных средств. Для восстановительных целей на железных дорогах Германии применяются два основных вида: автомобили транзитного типа, предназначенные для транспортировки бригады из 6 чел. и необходимого оборудования для работ при небольших авариях; автомобили, специально построенные для транспортировки бригады из 8 чел. и необходимого оборудования для работы при мелких авариях, оснащенные вспомогательными приспособлениями и бытовыми устройствами.

Автодорожные средства оснащены домкратным оборудованием: телескопическими домкратами, домкратами непрерывного действия, устройствами для перемещения легко- и тяжеловесного подвижного состава, приводами управления, тяговыми и вспомогательными механизмами. При помощи указанного оборудования приподнимают сошедший с рельсов подвижной состав и быстро ставят его на рельсы без применения подъемных кранов, использование которых мешает движению по соседним путям, приводит к дополнительным повреждениям подвижных единиц и верхнего строения пути. В тех случаях, когда нет возможности использовать домкрат для постановки вагона или локомотива на рельсы, используется портативное гидравлическое восстановительное оборудование вместе с пневматическими силовыми оболочками для поднятия вагонов, под которыми находятся люди. Небольшая масса оболочек позволяет быстро перевозить их к месту крушения, особенно при авариях на метрополитене (в подземной его части). Силовые оболочки (мягкие домкраты) бывают 10 размеров грузоподъемностью от 1 до 74,5 т и толщиной 2,5 см. Они изготовляются из шести слоев специальной резины с двумя слоями стального шнура. Их внутренняя часть покрыта слоем специального водо- и маслонепроницаемого материала. Закрываются мешки ниппелями с двойными замками, которые выдерживают давление в 16,2 кгс/см2, давление на разрыв от 36,3 кгс/см2 до 75,5 кгс/см2. Силовые оболочки снабжены внутренними стропами для обеспечения их стабильности и безопасности.

Эти оболочки используют также для сбора вытекающей жидкости при авариях цистерн, автоцистерн и трубопроводного транспорта. Под действием сжатого воздуха оболочки собирают ценные продукты, предотвращая при этом загрязнение окружающей среды. Они изготовлены из материала, гарантирующего высокую химическую устойчивость, выдерживающего высокие нагрузки. В некоторых случаях используются кислородные оболочки. Дополнительным приспособлением к ним являются прокладки, защищающие резину от острых поверхностей и температурных влияний.

В последние годы наметилась тенденция к замене стандартных вагонов восстановительных поездов на самоходные вагоны. Для этой цели используются реконструируемые рельсовые автобусы.

Заслуживает внимания принцип организации аварийно-восстановительных н спасательных подразделений, предназначенных для ликвидации аварийных ситуаций в железнодорожных тоннелях.

В Германии, одновременно с вводом в эксплуатацию скоростного участка железной дороги Фульда — Вюрцбурн, были созданы два восстановительных поезда. Созданию этих поездов предшествовала разработка концепции аварийно-спасательных работ на случай возникновения опасной ситуации в тоннеле. При разработке этой концепции учитывалось следующее. Все единицы подвижного состава пассажирского поезда должны быть оснащены электропневматическими тормозными системами и устройствами для перекрытия включенного аварийного тормоза. При получении информации об опасности в тоннеле машинист должен остановить состав у входа в тоннель.

При вынужденной остановке поезда в тоннеле и возникновении неизбежной опасности для пассажиров может потребоваться эвакуация из вагонов. Сопровождающий поезд персонал должен принять все меры для эвакуации пассажиров из тоннеля или сопроводить их к аварийному стволу, в котором можно укрыться от опасности.

Восстановительный поезд должен быть готов к выезду к месту аварии в течение 5 мин с момента поступления вызова во всем интервале движения пассажирских поездов с 8 до 22 ч. Он должен быть готовым к выполнению следующих задач: доставка спасателей к месту аварии, даже при условии сильного дымовыделения; прием и размещение пострадавших и не пострадавших пассажиров; оказание первой медицинской помощи пострадавшим пассажирам; тушение пожара.

Основная часть подвижного состава состоит из локомотива, транспортного вагона, вагонов с восстановительными и пожаротушащими средствами и санитарного вагона. Кроме того, с противоположной стороны поезда установлены дизель-локомотив с транспортным вагоном для выполнения челночных рейсов при эвакуации пассажиров из тоннеля. Санитарный вагон соединен с транспортным вагоном посредством газоизолированного перехода.

Для улучшения видимости при перемещении челночной части в помощь машинисту имеются телекамера для наблюдения за платформой и камера ночного видения. Для обеспечения перехода машиниста в условиях задымления в кабине имеется изолирующий самоспасатель. Работа самоспасателя рассчитана на 15 мин с регенерацией выдыхаемого воздуха известковым фильтром. Кроме того, локомотивы оснащены заземлителями позволяющими при необходимости обезопасить участок контактной сети, под которым ведутся работы или находятся люди.

Остановимся на некоторых зарубежных восстановительных средствах, представляющих интерес для специалистов отечественных восстановительных поездов и других аварийно-спасательных подразделений.

Так, например, в США в качестве основного оборудования при проведении восстановительных работ применяется мощный гусеничный трактор, оснащенный по типу трубоукладчиков боковым стреловым краном с противовесом и тяговой лебедкой с тросом диаметром 32 мм. Для предохранения железнодорожного полотна от повреждений на гусеницы тракторов надевают защитные башмаки из твердой литой резины. Грузоподъемное и тяговое оборудование, необходимое для растаскивания завалов и подъемки подвижного состава, доставляют к месту работ на трейлерах, буксируемых мощными колесными тягачами. Для подготовки оборудования к работе требуется не более 15 мин. Все виды восстановительного оборудования оснащены электрогенераторами и прожекторами. На всех машинах, а также у персонала аварийной бригады имеются радиостанции.

Представляют интерес краны на автодорожном ходу, имеющиеся на вооружении восстановительных подразделений в Германии. Для них не требуется железнодорожный путь. Это значит, что при наличии второго (неповрежденного) пути движение не будет прервано. Возможность подъехать с любой стороны позволяет значительно сократить протяженность демонтируемой контактной сети.

Кран на автодорожном ходу может быть доставлен к месту схода быстрее, чем кран на железнодорожном ходу, так как в случае необходимости может быть одолжен на короткий срок у ближайшего частного предприятия.

Развитие химической промышленности и растущая химизация экономики вызывают потребности в перевозках больших количеств опасных грузов, особенно токсичных, горючих, взрывчатых и едких, создающих опасность для окружающей среды вследствие возможности повреждения как емкостей, так и подвижного состава Наиболее опасны аварии во время перевозки сжатых и сжиженных газов из-за возможности быстрого образования и распространения газового облака с взрывчатыми или токсичными свойствами.

Ликвидация аварий с опасными грузами на транспорте — процесс значительно более трудный, чем Па промышленных предприятиях. В связи с этим на железнодорожном транспорте утвержден перечень веществ, которые должны быть специально обозначены и подвергнуты обязательному наблюдению при перевозке. Поэтому, а также для удобств эксплуатации, введены цветные обозначения: предупредительные и информационные знаки стандартной формы и унифицированного вида. Эти знаки облегчают определение перевозимого вещества.

Во время аварии (катастрофы) может сложиться такая ситуация, что по техническим причинам спасательные команды не смогут прекратить поступление опасных веществ в окружающую среду. В условиях аварии опасные вещества можно обезвредить следующими способами: сжиганием; нейтрализацией; добиваясь образования химических соединений, лишенных опасных свойств; ограничением интенсивности испарения посредством прикрытия пеной; разгоном облака струей воды под давлением.

Для повышения эффективности работ с опасными грузами в Чехо-Словакии были разработаны материалы, хорошо поглощающие нефтепродукты, из которых можно выделить Perlit ЕР-100, Perlit ЕР-150, APEX. Так, 1 м3 материала APEX за 1 мин поглощает 250 л нефти, 130 л мазута или 80 л бензина.

Краткая характеристика зарубежных восстановительных и спасательных средств и технологии их использования будет полезна для работников восстановительных и спасательных подразделений нашей страны при разработке различных приспособлений, необходимых для повышения эффективности спасательных и восстановительных работ на железнодорожном транспорте и в других отраслях народного хозяйства.

Читайте далее

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ