«Как не заморозить тепловоз и дизель-поезд

Оцените изложенный материал


Нравится локомотив?

+1 1
Статьи

Как не заморозить тепловоз и дизель-поезд

21-08-2015 17 403 2

Как не заморозить тепловоз и дизель-поезд Зимой работа тепловозов и дизель-поездов значительно усложняется. Это требует от локомотивной бригады и

Как не заморозить тепловоз и дизель-поезд

Зимой работа тепловозов и дизель-поездов значительно усложняется. Это требует от локомотивной бригады и ремонтников дополнительных усилий, чтобы эксплуатируемый парк был всегда в рабочем состоянии. Подготовка подвижного состава к работе в зимних условиях начинается с перевода узлов тепловозов и дизель-поездов на зимний режим работы. Перевод оборудования на зимний режим и обратно выполняется в зависимости от установившихся среднесуточных температур и иных погодных условий. Данные работы проводятся во время текущего ремонта, технического обслуживания ТО-1, ТО-2 или (при необходимости) локомотивной бригадой самостоятельно. О выполненных работах делается отметка в журнале ТУ-152.

При установлении среднесуточной температуры +15 °С и ниже необходимо выполнить следующее: открыв вентиль, заполнить калорифер водой и удалить из него воздух через водоспускной кран, а также заглушить картоном канал забора наружного воздуха, расположенный на передней стенке кабины; перевести на зимний режим работы систему обогрева салонов дизель-поездов, закрыть вентиляционные заслонки автоматических дверей на дизель-поездах типа ДР1; включить в работу топливоподогреватели (кроме тепловозов с дизелями типа Д49), установить трехходовой кран или вентиль в положение, обеспечивающее слив топлива в раструб заборного устройства.

При установлении среднесуточной температуры +8 °С и ниже необходимо, открыв подачу воды, включить в работу топливоподогреватели на тепловозах с дизелями типа Д49.

Если среднесуточная температура установится в пределах +5°С и ниже, необходимо выполнить следующее:

  • установить утеплительные маты на жалюзи холодильника, предусмотренные конструкцией тепловоза;
  • на тепловозах ТЭП70 и ТЭП60 выключить шесть секций холодильника дизеля второго контура, для чего на трубопроводе воды установить заглушки, предварительно слив воду из водяной системы и раскрепив фланцевые соединения трубопровода, а также отключить нижний ряд створок боковых жалюзи;
  • на тепловозах типа ТЭ10, оборудованных безвойлочными жалюзи холодильника, ограничить открытие створок жалюзи на угол не более 30°, вставив фиксатор;
  • включить подогрев бака санузла и резервуара установки пенного пожаротушения;
  • закрепить в открытом положении заслонки выпускного канала главного генератора для выброса части нагретого воздуха в дизельное помещение;
  • открыть люки на всасывающих каналах вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей для забора воздуха из кузова, предварительно убедившись в отсутствии течи масла и топлива в месте расположения люков. Необходимо закрепить дверцы люков и рукоятки заслонок в положении, обеспечивающем забор воздуха из кузова через полное сечение люков.
При установлении среднесуточной температуры 0 °С и ниже необходимо выполнить следующее:

  • на тепловозах типа ТЭ10 и М62 установить выход регулирующей рейки гидромуфты 30 мм для снижения максимальной частоты вращения вентилятора холодильника;
  • открыть люки для забора воздуха воздуходувкой из дизельного помещения и закрепить их в полуоткрытом положении, исключающем самопроизвольное закрытие.
Для защиты тяговых двигателей тепловоза от снега также надо выполнить ряд важных работ. Установка снегозащитных устройств на вентиляционные окна тяговых двигателей выполняется для дорог первой группы до 20 ноября, второй группы — до 10 декабря. Работы выполняются на текущем ремонте, техническом обслуживании ТО-3 или ТО-2. Конкретные сроки работ по каждому депо устанавливаются в зависимости от климатических условий и могут корректироваться в соответствии с установившейся погодой: наличием снежного покрова, метелей и др.

На фильтры охлаждающего воздуха тяговых двигателей необходимо установить предусмотренные конструкцией чехлы из льняной упаковочной ткани ГОСТ 5530—81. На дорогах первой группы установить чехлы из двух слоев упаковочной ткани. На дорогах второй группы, а также Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Дальневосточной разрешается устанавливать чехлы из одного слоя ткани. При этом окна на всасывающих каналах вентиляторов для забора воздуха из кузова должны быть открыты.

На нижнее выпускное окно тяговых двигателей всех типов закрепляют снегозащитный щиток (заглушку). На дорогах первой группы дополнительно устанавливают на типовой козырек верхнего выпускного окна всех ТЭД шторки из брезента (хлопушки). На остальных дорогах на верхних выпускных окнах оставляют защитные устройства — сетку и козырек. На боковой люк под металлическую сетку подкладывают один слой упаковочной ткани.

После установки снегозащитных устройств у всасывающих фильтров и на выпускных окнах тяговых двигателей проверяют при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля величину статического напора воздуха в коллекторной камере. Она должна быть: для тяговых двигателей ЭДТ200Б не менее 80 мм вод. столба, для тяговых двигателей ЭД107А, ЭД118А, ЭД118Б — не менее 190 мм вод. столба. Результаты поверки напора регистрируются в книге ремонта тепловоза.

При низких температурах воздуха необходимо перевести отопительно-вентиляционную установку на забор воздуха из кабины. Во избежание температурных напряжений деталей дизеля не рекомендуется допускать понижение температуры воздуха в дизельном помещении ниже +5°С. Для поддержания ее в рекомендованных пределах закрывают вентиляционные жалюзи и включают систему перепуска воздуха из шахты холодильной камеры. Для этого:

  • на тепловозах серий М62 и 2ТЭ10 открывают 4 лючка на диффузоре холодильной камеры, при этом дополнительно можно рычаг механического управления верхним жалюзи зафиксировать в верхнем положении, обеспечивающем удержание жалюзи в закрытом состоянии;
  • на тепловозах ТЭП70 открывают люки в районе диффузора на стенке задней шахты и боковых стенках холодильника.
Во избежание замораживания жидкости дифференциального манометра приборов управления и трубопроводов вентиляторы калориферов должны быть включены во всех кабинах тепловоза (дизель-поезда).

Отопление пассажирских салонов дизель-поездов включают при температуре окружающего воздуха +15°С и ниже. Перед выдачей дизель-поезда под посадку пассажиров салоны прогревают до температуры не ниже +13°С. Прогрев может осуществляться от внешней электрической сети, от котла-подогревателя или при запущенном дизеле. При этом прогрев салонов можно начинать при температуре воды охлаждающей системы от 70°С.

Особое внимание в пути следования, на стоянках, во время отстоя в депо и пунктах оборота, а также во время экипировки должно уделяться поддерживанию требуемого температурного режима дизеля. Ответственность за правильное выполнение связанных с этим операций в пути следования лежит на локомотивной бригаде, во время отстоя и экипировки — на дежурных по депо, маневровых машинистах, прогревальщиках и экипировщиках.

В зимнее время экипировку тепловоза выполняют горячей водой и маслом непосредственно перед пуском дизеля. При этом вода должна быть подогрета до температуры 40 — 60°С, масло — до 60 — 90°С (нагревать масло свыше 100°С запрещается). Во время экипировки следят за заполнением системы, проверяя на ощупь нагрев ее частей: блока, насосов, трубопроводов, секций холодильника и др. Запускать дизель при неполном заполнении водяной или масляной системы категорически запрещается.

Дизель можно запускать при температуре воды и масла не ниже +20 °С. В случае, если температура воды или масла ниже установленного предела, необходимо систему прогреть котлом-прогревателем. При его отсутствии дизель необходимо прогреть наливом в систему и сливом из нее горячей воды. После запуска дизеля прогрев его должен осуществляться постепенно последовательным увеличением позиций контроллера. При прогреве важно избегать быстрого повышения температуры и длительной (более 20 мин непрерывно) работы на нулевой позиции, так как это приводит к повышенному износу узлов трения дизеля и закоксовыванию газовоздушного тракта, что может вызвать повреждение турбокомпрессора.

Перед отправлением тепловоза с поездом температуру охлаждающей воды и масла надо довести для дизелей Д100 и Д50 до 40 °С, для дизелей Д49 и Д45 — до 45 °С, для дизеля 12VFE17/24 фирмы «Ганц-Маваг» и дизелей производства АО «Звезда» — до 60 °С.

В пути следования и при работе без нагрузки температура воды и масла должна поддерживаться в пределах и способом, установленными руководством по эксплуатации тепловоза. При ручном регулировании температуры нельзя допускать снижения ее за один прием более чем на 5 °С. Зачехлять холодильник, выключать из работы жалюзи надо в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тепловоза. Во время работы и при остановках дизеля понижение температуры воды и масла ниже +20 °С не допускается.

При низкой температуре воздуха и сильном боковом ветре для предупреждения замораживания холодильника останавливать дизель разрешается только при смене локомотивных бригад. Прогревают дизели на позиции контроллера не ниже четвертой. В случае, если при работающем вентиляторе холодильника температура воды или масла не понижается, а растет, это может означать замерзание секций холодильника. В этом случае необходимо немедленно закрыть жалюзи, выключить вентилятор и убедиться в том, что секции действительно замерзли, а водяной насос исправен. Отогревание секций определяют на ощупь. Переходить на нормальный режим регулирования температуры можно лишь после полного отогревания секций холодильника.

В аварийной ситуации, т.е. когда дизель невозможно запустить, а температура воды упала ниже 20 °С, при отсутствии или неисправности на тепловозе (дизель-поезде) устройств для подогрева водяной и масляной систем необходимо провести расхолаживание дизеля, для чего:

  • немедленно слить воду из охлаждающей системы дизеля порядком, предусмотренным руководством по эксплуатации тепловоза (дизель-поезда), и продуть ее сжатым воздухом, после чего оставить все вентили и краники открытыми;
  • разрядить установку пенного пожаротушения и продуть сжатым воздухом до удаления остатков жидкости из трубопроводов;
  • слить воду из бака санузла;
  • слить масло из масляных секций холодильника, открыть вентили и атмосферные краники;
  • перенести пенные огнетушители в работающую секцию, а при невозможности этого — разрядить их.
Расхолаживание во время движения категорически воспрещается. В случае отсутствия необходимости держать тепловоз в готовности к работе следует провести расхолаживание, как это предусмотрено для аварийных ситуаций, когда двигатель невозможно запустить. При этом слив воды из охлаждающей системы нельзя начинать, если ее температура выше 50 °С.

При температуре наружного воздуха -40 °С и ниже, снегопадах и метелях, а также в случае дождя, града, снежной, песчаной или пылевой бури для дизеля и охлаждения главного генератора, тяговых двигателей необходимо переходить на забор воздуха из кузова. В таких условиях во избежание попадания снега в тяговые двигатели запрещается остановка дизелей на стоянках, кроме случаев смены локомотивных бригад.

При выдаче тепловоза под поезд после длительного отстоя проверяют состояние изоляции и выборочно — состояние коллекторов электрических машин. Если необходимо, то надо прогреть электромашины и просушить изоляцию. На тепловозах с моторно-осевыми подшипниками, имеющими шерстяную подбивку, для предотвращения затягивания подбивки в подшипники перед выездом под поезд тепловоз необходимо переместить на короткое расстояние вперед-назад 2 — 3 раза.

Пересылая тепловозы и дизель-поезда из одного депо в другое, руководствуются действующей Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава. При пересылке в холодном состоянии закрывают все окна для забора воздуха, а также все выпускные окна на тяговых двигателях, вынимают щетки тяговых двигателей, а пенные огнетушители переносят в отапливаемую кабину. При пересылке тепловозов в рабочем состоянии каждый локомотив сопровождается лицом, обеспечивающим правильный тепловой режим дизелей и контроль за состоянием тепловоза.

Для предупреждения случаев отказа песочниц заправка песочных бункеров горячим песком не допускается. После набора песка крышки бункеров плотно закрывают. При приемке тепловоза (дизель-поезда) и смене направления движения проверяют подачу песка под все колесные пары. Локомотивная бригада обязана прочищать наконечники песочных труб, обращая особое внимание на наконечники, встречные по ходу движения поезда.

Для предупреждения повреждения стекла и зеркала прожектора перед включением яркого света надо прогреть прожектор при тусклом свете в течение 1 — 2 мин.

Эксплуатация автоматических тормозов в зимних условиях должна осуществляться в соответствии с действующей Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог. Во время стоянок и при отстое тепловозов в пунктах оборота обязательно продувают главные резервуары, влагосборники и концевые краны не реже, чем через каждые 20 мин. При приемке тепловоза (дизель-поезда) особое внимание обращают на четкость работы регулятора давления (системы холостого хода или отключения тормозного компрессора) и исправность предохранительного клапана.

В случае замерзания регулятора давления в пути следования надо перейти на ручное управление работой компрессоров или управление от другого регулятора, а при невозможности этого — приоткрыть кран отстойника компрессора для сброса излишнего воздуха в атмосферу и в зависимости от положения, в котором замерз регулятор, заглушить трубку подвода воздуха. На ближайшей станции необходимо устранить неисправность.

Для предотвращения загустевания масла в системе пускового масляного насоса дизель-поездов при отрицательных температурах необходимо периодически жидкость прокачивать. На дизель-поездах и тепловозах с гидропередачей не рекомендуется начинать движение при холодном масле гидропередачи. Для подогрева масла необходимо пользоваться системой электроподогрева от внешнего источника.

Допускается подогревать масло в стоповом режиме работы гидропередачи. Для этого применяют полное служебное торможение тепловоза (дизель-поезда) и включают гидропередачу в режим движения. Ступень гидропередачи и обороты дизеля устанавливают в соответствии с руководством по эксплуатации. Так, для прогрева масла гидропередачи дизель-поезда ДР1 включают второй гидротрансформатор, а обороты дизеля устанавливают не более 850 об/мин. Нагревать масло следует до 50 — 90 °С.

Если тепловоз работает со снегоочистителем, то необходимо помнить о том, что все всасывающие фильтры кузова должны быть закрыты металлическими заслонками, двери кузова также необходимо закрыть. При этом воздух для охлаждения тяговых двигателей и генератора забирается из кузова.

После окончания работы тепловоз отправляют резервом в ближайшее локомотивное депо, имеющее цех ТО-3 или ТО-2, где необходимо произвести очистку его от снега, продувку сжатым воздухом тяговых электродвигателей, осмотр электрических цепей и электромашин с замером сопротивления изоляции. При необходимости следует выполнить сушку изоляции с доведением сопротивления до нормы, а также слив конденсата из шапок моторно-осевых подшипников с добавлением подогретой смазки. О выполненной работе мастер делает отметку в журнале формы ТУ-152.

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (2)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ