«Что такое тепловоз? Краткое описание тепловозов России

Оцените изложенный материал


Нравится локомотив?

+3 3
Статьи

Что такое тепловоз? Краткое описание тепловозов России

2-03-2017 7 645 0

Тепловоз – это слово переводится с латинского как loco и moveo, и означает тянущий или тягач. Автономные локомотивы работающие на двигателях

Тепловоз – это слово переводится с латинского как loco и moveo, и означает тянущий или тягач.

Автономные локомотивы работающие на двигателях внутреннего сгорания впервые в СССР начали изготавливаться в 1924 году как эффективная замена морально устаревшим паровозам и дополнением только появившимся электровозам, которые требовали все большей затраты на электроэнергию.

За 100 лет тепловозы были очень сильно изменены во внешней и внутренней конструкции. С каждым вновь сконструированным локомотивом росла и потребность увеличения мощности, скорости, изменения типов передачи мощности от дизеля на колесную пару.

Как я говорил выше, на тепловозах устанавливаются дизели, которые заправляются жидким топливом или природным газом и переводят тепловую энергию в механическую и тем самым заставляют локомотив начать движение. В тоже время все это не было бы возможным без передачи мощности обеспечивающая стабильную работу дизеля тепловоза при изменениях скорости и изменении веса состава. А вот электрическая передача передаче обеспечивает преобразование энергии не в механическую, а электрическую и питание ей тяговых электродвигателей, соединённых с колесными парами.

Но к основным составляющим элементам относят кузов, раму и дизель. Одно или несколько автосцепных устройств обеспечивающих надежное соединение локомотива с составом.

Любой вид подвижного состава и тепловоз не есть исключением, можно классифицировать: По роду службы. В этом пункте можно обозначить что каждый тепловоз относится к магистральным, маневровым тепловозам и промышленным. А магистральные уже подразделяются на грузовые, грузопассажирские и пассажирские тепловозы. Род службы каждого локомотива определяется его основными техническими характеристиками. Так как для грузовых локомотивов в первую очередь важна сила тяги, а пассажирским уже не сила тяги, а достижение максимальной скорости. Маневровые, промышленные служат для вывозной и сортировочной работы и способны работать на малом радиусе кривой и не нуждаются в электрификации.

По типу передачи можно выделить такие типы локомотивов:
  • с гидропередачей;
  • с механической передачей;
  • с электрической передачей.
Также стоит рассмотреть буквенные обозначения тепловозов России и выпускаемых в СССР:
  • Т – тепловоз;
  • Э – электропередача;
  • Г – гидропередача;
  • П – пассажирский;
  • М – маневровый.
А стоящая впереди цифра указывает на число секций. Если же цифры перед серией тепловоза нету, тогда тепловоз состоит из одной секции или же еще называют односекционным.
Схема тепловоза ТЭ1091 - прожектор; 2 - тифон; 3 - боковая опорная рама; 4 - противопожарный резервуар; 5 - воздушный компрессор; 6 - канал для подвода охлаждающего воздуха к главному генератору; 7 - двухмашинный агрегат; 8 - однокорпусный агрегат; 9 - главный генератор; 10 - дизель; 11 - выхлопная труба; 12 - бак для воды; 13 - вентилятор холодильника; 14 - подпятник; 15 - холодильная камера; 16 - огнетушитель; 17 - отопительный вентиляционный агрегат; 18 - стяжной ящик; 19 - каналы для подвода охлаждающего воздуха к тяговым электродвигателям; 20 - карданный вал; 21 - шкворень; 22 - ТЭД; 23 - осевой редуктор; 24 - аккумуляторная батарея; 25 - топливный бак; 26 - тележка; 27 - тяговый крюк; 28 - скоростемер; 29 - пульт управления; 30 - сидение машиниста; 31 - вентилятор тяговых электродвигателей передней тележки; 32 - передний распределительный редуктор; 33 - теплообменник; 34 - задний распределительный редуктор; 35 - гидропривод вентилятора; 36 - секции холодильной камеры; 37 - буфер; 38 - тормозной кран машиниста; 39 - контроллер; 40 - привод ручного тормоза; 41 - автомат включения гидромуфты; 42 - воздухораспределитель; 43 - вентилятор тяговых электродвигателей задней тележки; 44 - топливоподогреватель; 45 - вентилятор главного генератора; 46 - откидной умывальник; 47 - высоковольтная камера; 48 - электрическая плитка; 49 - фильтр тонкой очистки масла.

Немного поговорим о передачи мощности тепловозов, ее видах и значении

Если «копнуть» глубже, мы поймем, что передача мощности была создана и преобразовывалась вместе с тепловозом. Многие люди, которые интересуются железнодорожным транспортом и тепловозами в целом, наверное не могли понять, а зачем так усложнять конструкцию и не соединить вал дизеля непосредственно с колесной парой, если честно я не был исключением, даже при том, что я учусь в Украинском университете железнодорожного транспорта в городе Харьков. И спустя некоторое время, благодаря которому я познакомился с очень умными людьми, которые мне и рассказали для чего все это нужно.

На железной дороге существует три вида передачи мощность:
  • Механическая;
  • Гидравлическая (гидродинамическая и гидромеханическая);
  • Электрическая.
Механическая передача. Этот вид передачи мощности предназначен для подвижного состава малой мощности. Сама передача состоит из фрикционной муфты, коробки передач с реверс-редуктором и карданные валы или отбойный вал с дышловой передачей из-за чего и невозможно использовать этой передачи на больших мощностях, в процессе чего возникают рывки.

Электрическая передача тепловозов. Если в механической передачи дизель передает тяговые усилия через фрикционную муфту и коробку передач, то электрическая через вал, который передает вращательные усилия на тяговый электродвигатель и потом только на колесную пару с помощью редуктора. Такой вид передачи упрощает управление несколькими тепловозами из одной кабины (по система многих единиц).

Недостатки электрической передачи:
  • Дороговизна конструкции;
  • Большая масса.
Такой вид передачи позволяет осуществлять реостатное торможение и с помощью которого уменьшается стирание колодок и продление их срока службы.

Существует два вида электрической передачи мощность это на постоянном токе (=) и переменно-постоянном (~/=). Передачи на постоянном токе впервые начали использоваться на тепловозах Ээл2 и Щэл1, что позволило и позволило использовать их в поездной работе. Однако большой вес и потребность в тщательном обслуживании послужило толчком в создании электрической передачи переменно-постоянного тока.

В СССР серийно начали использовать электропередачу в 1973 году при проектировании и производстве тепловоза 2ТЭ116, а после и на пассажирском подвижном составе (ТЭП75, ТЭП80 и др.)

Экипажная часть. Благодаря экипажной части тепловоз плавно воздействует на колею. Существует три вида тележек (2,3,4-х осные), что подразумевает собой количество колесных пар входящих в эту тележку. На тележке размещают главную раму и кузов тепловоза с остальным оборудованием.

Если на локомотиве используются тяговые электродвигатели с индивидуальным приводом, то ТЭД устанавливают на тележку колесной пары и закрепляют опорно-рамным или опорно-осевым подвешиванием. Опорно-рамное подвешивание принято использовать на пассажирских локомотивах (ТЭП60, ТЭП70), а второй вид подвешивания служит на грузовом подвижном составе (2ТЭ116, ТЭ3).

Вас заинтересуют так же следующие новости

Больше интересного

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ИЛИ ЧЕРЕЗ СОЦ. СЕТЬ